Коллективное обращение с просьбой переименовать поселок Давыденовку поступило в аппарат акимата Костанайского района в августе 2017 года, передает «НГ». В понедельник, 18 сентября, в поселке со 131-летней историей, которому инициаторы предлагают присвоить имя Енбек, провели сход для обсуждения этого вопроса.
Сход назначили на 15 часов, но уже в 14.30 к местной школе начали стекаться люди. Сельчане приветствовали друг друга, обнимались, разговаривали со знакомыми. Чтобы пройти в спортивный зал, нужно было отметиться в списках.
— А вы, гости, с нами постойте! — сказали журналистам бабушки, стоявшие вдоль стены школы. — Мы вот ждем, пока местные зайдут. Потом нас впустят.
Пенсионерки, жившие раньше в поселке Давыденовка, специально приехали из Костаная, чтобы поддержать противников переименования.
Полчаса собравшиеся ждали гостей: акима Костанайского района Кайрата Ахметова, его заместителя и ученых-историков из Костаная.
— Тут половины села нет, как без них голосовать? — громко возмущалась женщина на предпоследнем ряду.
— Да, сидят на работе и волнуются за поселок. Давайте на выходных сделаем сход, чтобы все были, — поддержала ее соседка.
— Все по правилам, — ответил из импровизированного президиума ветврач Николай ГУСАКОВ, выбранный по предложению акима района секретарем совещания. — Мы за месяц оповестили жителей, были объявления в газете. На сегодняшнем сходе присутствуют 153 человека, поэтому сход правомочен.
Первым выступил перед народом заместитель акима Костанайского района Булат БЕКЕТОВ. Он говорил о программной статье президента, неоднократно ее цитировал и напомнил, что все собравшиеся — представители одной нации.
— В рамках программной статьи президента в Костанайской области построен мавзолей Кейки батыра, — отметил заместитель акима. — Напомню, что череп одного из лидеров национально-освободительного движения, хранившийся в Кунсткамере в Санкт-Петербурге, был перевезен в Казахстан в прошлом году. В апреле 1923 года Кейки батыр был убит бойцами Красной армии.
Упомянул Бекетов о памятнике первому казахскому тархану Шакшаку Жанибеку, который открыли в Костанае, и о мавзолее Ибрая Алтынсарина.
— Это будет место, куда люди приходят к объекту паломничества, — оценил он значение реконструированного мавзолея. — После долгого пребывания в составе большой страны этнокультурная самобытность оказывалась невостребованной, а в иных случаях и притеснялась. Сейчас стоит острая необходимость в создании новых основ для развития своей культуры.
Вместо положенных по регламенту 5 минут речь заместителя акима района затянулась минут на 20.
Руководитель районного управления юстиции Талгат КАРАБЕКОВ разъяснил, что все документы жителям после переименования поселка заменят бесплатно.
— Вам не нужно будет приезжать в ЦОН, — отметил он. — Можно обратиться к специалисту акимата, который приедет в поселок. Вы выпишите ему доверенность от всех вас и отдадите заявления. А он уже подаст заявления в ЦОН и отдел архитектуры. Вам не придется приезжать в райцентр, тратить время и деньги.
— Так не бывает! — выкрикивали сельчане.
— Меня попросили дать краткую историческую справку, — сказал профессор КГПИ, доктор исторических наук Аманжол КУЗЕМБАЕВ. — В результате аграрной реформы Петра Столыпина началось переселение крестьян из центральных областей России в Сибирь и Киргизские земли. В то время сюда нахлынула масса крестьян с разрешением и без разрешения правительства. Если сначала переселенцы арендовали земли у казахов, то в конце их просто вытесняли насильно и северный Казахстан оказался славянским регионом.
Поселок Давыденовка, сообщил профессор, основал в 1886 году Давыденков, уроженец Астрахани. Он арендовал земли у казахов, одни исследователи говорят, что был купцом, другие — рыбаком.
— Я не сторонник скоротечного переименования, — отметил Кузембаев. Но сразу изложил доводы в пользу смены названия поселка: — Сто лет назад местное население отсюда было вытеснено в более засушливые районы Казахстана, оказалось в тургайских степях. Сейчас потомки их возвращаются на историческую родину. На этот процесс надо смотреть терпимо. Все должны быть толерантными. По всей стране идет процесс деколонизации — если сегодня не переименуете, то через пять лет к этому вернетесь. Костанайская область находится в хвосте этого процесса. Всего 9% населенных пунктов Костанайского района — с историческими названиями. У приезжих свой менталитет, у местных казахов давно уже другой менталитет. Если мы хотим жить здесь на века, дружно и мирно, надо считаться и с другой частью населения.
— Я пришел к вам, как сельский бала, простой гражданин Республики Казахстан, — сказал перед выступлением профессор КГУ Калкаман ЖАКЫП.
Он сослался на отчет, который сделал в 1897 году старший производитель по командировке в Тургайскую область Александр Кауфман.
— «Киргизские, казахские земли арендовались, с одной стороны, силой, с другой — обманным путем», — зачитал профессор отрывок из отчета. И прокомментировал: — То есть, уездные начальники говорили, что переселенцы поживут год-два и уедут. Начальники давили на психологию казахов или говорили, что переселенцы — голодные, умрут без земель, дайте земли! Это время наши предки пережили. Мы с вами другое поколение, независимое. У нас иная идеология, политика.
Из местного населения первой к микрофону выскочила пенсионерка. На просьбу представиться ответила, что ее тут и так все знают.
— Я люблю свою родину, у меня тут выросли дети, — рассказала женщина. — Правильно, переименовывать надо поселок! Мы не против. Давайте переименуем в современного героя! Давыденков — он никто, оказывается, вообще нехороший человек был.
Такой неожиданный вывод из сказанного учеными вызвал смех в зале.
— У нас есть в поселке люди, которым поклоняются, они активно участвуют в нашей жизни, — продолжила пенсионерка. — Кто научил нас праздновать Наурыз, вот в его честь и назовем — в честь Жунусова.
Сельчане посмеивались и аплодировали. На вопросы журналистов о том, кого она имела в виду, рассказали, что это пенсионер Жаксылык Жунусов, который и стал инициатором переименования Давыденовки в Енбек.
— Я и многие наши жители хотим переименовать поселок в Енбек, — вышел к микрофону сторонник Жунусова. — Так назывался колхоз на той стороне Тобола. Я ничего не преследую. Обидно, конечно. Я сын репрессированного, у отца было восемь братьев, выжил один. Я за переименование, чтобы внуки мои не говорили, что был шанс переименовать, а мы им не воспользовались. У казахов есть много традиций: сваты, туда сюда… Чтобы они не спрашивали, кто такой Давыденков.
Жительница поселка Елена КРЕХТЯХ сказала, что она не против переименования, но взамен попросила улучшений в поселке.
— Я не понимаю, как табличка сможет изменить поселок. С новым названием Давыденовка лучше не станет, — сказала она. — У нас школа в аварийном состоянии. Давно обещали фундамент заложить, где он? Взялись за переименование. На улице освещения нет, дороги зимой ужасные. Дети ведь в школу ходят, клуб вон напротив школы стоит разваленный. Мы не против переселения, но вы для поселка тогда что-то сделайте. В Алтын дале (бывший поселок Красный Октябрь, переименован в 1998 году — ред.) газ завели, дороги сделали. Конечно, жители не против переименований.
В ответ на высказывания сельчан против переименования к микрофону выбежал эмоциональный молодой человек и сказал, что все должно быть на казахском. Сельчане вообще говорили резко, вплоть до обидных слов в адрес соседей, позволяли себе резкие заявления по поводу культуры и языка. До слез тронуло жителей выступление 85-летней бабушки.
— Ни в Жуковке, ни в Борис-Романовке, нигде не меняют названия, только в Давыденовке. Зачем это делать? — спрашивала она. — Я тут живу с 1959 года. Приехали сюда молоденькие из Белоруссии, работали и в совхозе, и колхозе. А на старости лет надо менять поселок… Я хочу помирать в Давыденовке! У меня кто-то спросит, как называется поселок. Как я отвечу? Я забуду, как его называть.
— На тот свет все пойдем без документов, — сказал, подводя итоги дискуссии, профессор Кузембаев.
В 18.00 жители поселка стали голосовать. Из зала попросили выйти людей, не прописанных в Давыденовке. По спискам организаторы начали перечислять присутствующих.
— Господи, да умерла давно уже эта бабушка, — отреагировали сельчане на одну из фамилий.
Сначала голосовали за новое название Енбек. Члены комиссии несколько раз пересчитали руки и отошли в сторону.
— Скажите сколько? — кричали жители.
Затем подняли руки те, кто против.
Результат: 96 голосов за, 63 — против. То есть, всего — 159. Каким образом число проголосовавших оказалось больше, чем присутствовало в начале схода, организаторы пояснять не стали. Одна часть зала аплодировала, вторая расходилась по домам с угрюмыми лицами и возгласами о том, что подсчет был неточным. Протокол схода направили в Республиканскую ономастическую комиссию.
Один комментарий
Владислав
Давно валить надо в РФ! Посмотрите на Семеновку. Что стало с поселком после отъезда немцев? То же самое будет со всем Казахстаном. А система образования? Счастливого пути Вам в будущее господа бараны!