После трагедии в Актюбинской области по дорогам Казахстана продолжают колесить автобусы-убийцы, передаёт caravan.kz
Астана, шоссе Алаш, рынок “Big Шанхай”.
Несмотря на мороз 40 градусов и закрытые трассы, с “пятачка” продолжают уходить автобусы междугороднего и международного сообщения. За 7 тысяч тенге при наличии действительных документов, удостоверяющих личность, и за 40 тысяч – при просроченных вас обещают довезти до Шымкента, Ташкента и других городов. Обещают, но не гарантируют…
Отвечаю, брат…
Мы отправились на нелегальный автовокзал Астаны (по некоторым данным, таковых в столице не меньше пяти) в начале недели, когда в столице стояли лютые морозы и все трассы были закрыты. Ни трагедия в Актюбинской области, при которой погибли 52 человека, ни погода не повлияли на жизнь теневого рынка пассажирских перевозок. Нелегальные перевозчики продолжают зазывать желающих отправиться в путь до южных точек страны и соседних государств. И они находятся.
Коля, так представился нам водитель автобуса с шымкентскими номерами, говорит, что поедет в любом случае – несмотря на закрытые трассы.
– А если заглохнет? Вон он у вас какой старый… – говорю с опаской, осматривая холодный салон автобуса на 55 мест.
– Ничего, в МЧС позвоним. Нормально доедем!
– Какого года автобус?
– 1996-го.
– Сколько стоит билет?
– На переднее место 7 тысяч, а так 6 тысяч.
– Вы один будете вести автобус?
– Нет, у меня два помощника есть.
Два помощника, паяльная лампа и слепая уверенность, что довезет пассажиров до пункта назначения…
Коля протягивает мне “билет” с надписью: “Купленный билет возврату не подлежит!”. То есть если вы приобретете эту бумагу, но вдруг передумаете ехать, деньги вам не вернут.
Из-за подобных незаконных правил на стихийных автовокзалах постоянно происходят конфликты между пассажирами и водителями. На фоне актюбинского и других ЧП с автобусами (а их в прошлом году было 10!) эта строка выглядит зловеще…
На том же “пятачке” в эти дни побывал бывший депутат мажилиса парламента, ныне блогер Танирберген БЕРДОНГАРОВ, которому водители автобусов, выпущенных в 80-х годах прошлого века, популярно объяснили, что за 40 тысяч тенге довезут ваших рабочих даже с просроченными документами.
– Довезем до поезда, миграционка не остановит, отвечаю – я 13 лет езжу, – убеждал “разводящий” автовладелец. – Очень сомневаюсь, что техосмотр пройден. А в многочисленных магазинчиках рядом с нелегальным автовокзалом можно купить паяльные лампы на случай, если автобус заглохнет, всего за две тысячи тенге, – рассказал блогер.
Операция “Ликвидация”
Между тем, как сообщил на этой неделе генеральный прокурор, в Казахстане проведут проверку в сфере нерегулярных пассажирских автоперевозок. Соответствующее поручение Кайрат КОЖАМЖАРОВ дал Главной транспортной прокуратуре и прокурорам областей. А в министерстве по инвестициям и развитию (МИР) сообщили, что территориальные инспекции комитета транспорта совместно с административной полицией с 22 января по 18 февраля проведут операцию “Автобус”.
Проверят транспорт и водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа на межрайонных, междугородних, межобластных и международных сообщениях.
Также будут созданы мобильные группы из числа представителей общественности, сотрудников инспекции транспортного контроля, которые будут выявлять скрытые маршруты передвижения автотранспорта. Особое внимание уделят проведению обязательного и предрейсового техосмотра авто и медосмотра водителей, а также проверке соблюдения ими режима труда и отдыха, уточнили в МИР. На СКП “Рубеж” будут приняты дополнительные меры по усилению контроля перевозок пассажиров и багажа на автомобильных дорогах республики.
Система всех устраивает
Депутат мажилиса парламента Айкын КОНУРОВ, которого мы попросили прокомментировать ситуацию с пассажирскими перевозками в стране, напомнил:
– В законодательстве о дорожном движении в свое время была поправка, инициированная правительством, на запрет нерегулярных пассажирских перевозок ночью, ведь именно в это время суток в основном случались трагедии с тяжелыми последствиями.
Перевозчики экономили на всем: на сервисе старых автобусов, сменщиках водителей, тахографах, и это несмотря на то, что за спиной у уставшего водителя 50–60 человек.
Потом либеральное лобби под лозунгом снижения давления на бизнес продавило снятие запрета на нерегулярные ночные перевозки пассажиров. Отдельно отмечу, что регулярные перевозки на лицензированных автобусах никогда не отменялись. Функции транспортного контроля за пассажирскими перевозками из одноименной инспекции передали в административную полицию, у которой своей работы хватает: от расследования бытовых ссор до профилактики терроризма. Поэтому системно наладить контроль в этой сфере им тяжело.
Кроме того, по мнению мажилисмена от фракции “Народные коммунисты”, в ситуации с пассажирскими перевозками срабатывают коррупционные риски:
– Бизнесмены в этой сфере наверняка знают всех на трассе, с кем можно “решать вопросы на месте”. Этот рынок услуг поставлен на поток, это система, которая всех устраивает. В каждом городе существуют “пятачки”, контролируемые криминальными структурами. В том же Алматы есть несколько самостийных вокзалов, откуда едут в южные, северные области и в соседние страны. Когда-то даже были популярны “лежачие” рейсы: места в автобусах переоборудовали, как в плацкарте. При желании властей эти нелегальные точки можно ликвидировать за несколько недель, – уверен Айкын Конуров.
И если раньше обходилось малыми жертвами, то трагедия в Актюбинской области – первый резонансный случай, сигнал двум странам, чтобы навести порядок в этой сфере.
– Узбекские перевозчики непонятно на каком транспорте перевозят людей до границы, те пересаживаются на наших “нелегалов” и дальше едут в Россию. В любом автобусе должны быть специальные молоточки, которыми в случае аварии разбиваются стекла. Есть сомнения, что такой был в сгоревшем, а автостекло невозможно разбить другими подручными предметами, – добавил депутат.
Камикадзе за рулем
Генеральный директор Союза автотранспортников РК Сабит АМАНБАЕВ в разговоре с “КАРАВАНОМ” сообщил, что его организация уже не первый год бьет тревогу:
– В разные периоды мы направляли обращения премьеру, вице-премьеру, в Генпрокуратуру – везде писали. По всем видам перевозок у нас не так, что где-то хорошо, а где-то плохо – у нас везде одинаково плохо. И главная причина в том, что нет эффективной отраслевой политики, отдельного выделенного уполномоченного органа по автотранспорту.
В 2014 году ликвидировали министерство транспорта и создали уродливого монстра – МИР. При нем есть комитет транспорта, но там внутри водный, железнодорожный.
Функции транспортного контроля передали МВД, но у полиции нет специализированного опыта для проверок тахографа, режима труда и отдыха. Нужен отдельный орган, который сформирует идеологию всей работы на транспорте и распишет правила игры для бизнеса в этом поле.
А сейчас, констатирует собеседник, здесь работают все, кому не лень:
– Любой колхозник может пойти на базар, купить автобус и тут же выйти на дорогу заколачивать деньги – без лицензии, специальной подготовки, медицинского и технического контроля. Это все заточено на несчастный случай, и такие, как мы видим, происходят!
Подчеркну: сфера пассажирских перевозок не по зубам малому бизнесу.
Если у тебя есть хотя бы 10 автобусов, то должен быть гектар земли, бокс, мойка, ремонтный комплекс. Если не способен все это обеспечить, значит, ты не отвечаешь за безопасность перевозок.
Так что нужно запретить регистрировать большие автобусы на физическое лицо или ИП – только на юрлица. У нас числится 98 тысяч автобусов, из них 65 тысяч принадлежат частникам. Причем 75 процентов на дорогах – это нелегальные перевозчики.
Аманбаев приводит и другие цифры: самая большая численность занятых – более 800 тысяч человек – именно в сфере пассажирских перевозок.
– В автомобильном транспорте РК самый большой пассажиропоток – 27 миллиардов пассажиров в год. В одном Алматы ежедневно перевозится 1 миллион 050 тысяч пассажиров.
Острая проблема – изношенность автобусного парка: на городских и пригородных перевозках этот показатель составляет 55 процентов, на междугородних – 73 процента, а на международных – 79! 68 процентов автобусного парка подлежит списанию!
Автобус, перевозивший граждан Узбекистана, был 1989 года, его ресурс исчерпан еще 20 лет назад, а он продолжал колесить. У нас и 40-летний транспорт по дорогам носится! – негодует глава союза транспортников.
И поэтому не стоит удивляться, что Казахстан уверенно сохраняет первое место в Евразии по смертности на дорогах – в 2016 году этот показатель был 24,2 смерти на 100 тысяч населения. Для сравнения: в Эстонии – 7 смертей на 100 тысяч населения…