Когда очередного протестующего повалили на землю и стали бить ногами, а также дубинками, подумалось: полиция ведь и силовые структуры в целом давно превратились в телохранителей и цепных псов отдельных лиц. Да, то были кадры московских митингов в защиту Навального, но, согласитесь: разве у нас кардинально лучше обстоят дела?
Мы тоже их боимся. Не уважаем, а именно боимся – что придумают штраф, что подкинут наркотики, что затаскают, что в конце концов сделают козлом отпущения… В лучшем случае, уповаем на их безразличие. Вы нас не видите, да и мы вас тоже. И всем вроде бы хорошо. Безразличие, разумеется, платное.
И все чаще у нас говорят: вся система прогнила. Приговор при этом означает тщетность любых попыток улучшить ситуацию. Мол, не тронь – вонять не будет.
В то же время мы с завистью смотрим на западных блюстителей закона – одеты с иголочки, в отличной форме, вежливые. А за предложение развести на месте кое-где могут надолго упечь за решетку.
Так что же делать – продолжать плыть по течению, либо попробовать реанимировать систему? Если менять, то как? Этот вопрос Azattyq Rýhy задал адвокатам Жангельды Сулейманову и Джохару Утебекову.
Сулейманов начал с того, что реформу следует проводить не самому МВД. «Как, например, хулигану можно поручать исправиться?», — вопрошает он. Потому, по его мнению, разработку нового законопроекта об органах внутренних дел необходимо доверить неким третьим институтам, быть может даже общественным. «Иначе закон будет написан «под себя», — уверен адвокат.
Далее – необходимо разработать четкий регламент взаимоотношений полиции и общества.
«Сегодня этого нет. Нет четкости в чем? Одна из основных жалоб в том, что полицейские не хотят расследовать преступление. Украли телефон? Не хотим! Кто-то кого-то побил? Не хотим! С машины сняли зеркала? Не хотим! И люди не могут до них достучаться месяцами. Поэтому необходимы четкие процедуры принятия заявления, четкие процедуры отказа от принятия заявления, четкие процедуры обжалования отказов, четкие процедуры ответственности. Это самый главный институт везде! Ответственности полицейских за волокиту, за бездействие, за халатность. Необходимо это усилить. И надо сделать так, чтобы это было автоматически. В современном информационном мире все должно происходить без участия граждан. Среда нормативно-правовая, организационная должна не допускать этих случаев нарушений прав граждан. Подали заявление и все – ответ в течение суток или трех. Нет ответа – сразу наказание. Первое наказание – дисциплинарное, второе – выговор, третье – уже привлечение к уголовной ответственности. По-другому с полицией нельзя», — считает Жангельды Сулейманов.
Немало вопросов у нашего собеседника к их внешнему виду.
Некоторое время назад в Сети гулял пост парня о полицейской «погоне». Поверьте, Голливудом в этом коротком рассказе и не пахло. А суть заключается в том, что молодой человек, убегая от «толстого мента» (именно так охарактеризовал преследователя автор), успел написать смс другу.
И было бы смешно, когда бы не было так грустно. Физическая форма и неопрятность отдельных представителей закона – уже фольклор.
«Я говорил много о физической подготовке. У нас существуют некоторые нормативы. Например, полицейский должен 11 раз подтягиваться, если ему от 30 до 40 лет на турнике. Это не соблюдается. Я сомневаюсь, что есть такие полицейские. Я бы вообще предложил публичные, общественные принятия нормативов. У нас есть интернет и соцсети. Пусть начальник РУВД, участковый отжимаются, подтягиваются и выкладывают это все публично. Форма влияет на содержание. Когда мы увидим, что все они подтянутся и содержание изменится.
Еще у меня просьба к реформе МВД: смените форму, уберите эти фуражки. Во всех развитых странах полицейские при несении патрульной службы не носят ни фуражки, ни шапки-ушанки. Убрать их нужно и сделать нормальную европейскую форму, которая будет удобная, теплая, комфортная. Бегут за кем-то и придерживают фуражку! Да никогда не догонишь ты хулигана! Это мелочь конечно, но этого нужно добиваться, это тоже часть реформы. Форма играет большую роль», — убежден Сулейманов.
И все же вся упомянутая модернизация сродни Пирровой победе без кадровой зачистки. Причем в случае с предложением Джохара Утебекова, она выглядит достаточно радикальной.
Впрочем, многие казахстанцы, думается, разделяют подобную точку зрения. Стричь всех под одну гребенку, разумеется, не стоит, но системный кризис в МВД, на мой взгляд, очевиден.
«У нас уже несколько раз была аттестация и, к сожалению, она не показала себя достаточно удачной. Непонятные критерии были, по которым избавились от некоторых сотрудников. Мне близок грузинский опыт, где дорожную полицию практически в полном составе уволили. Я не говорю, что я сторонник тотальной кадровой чистки, это утопия, но в любом случае понятно, что в полиции очень много случайных людей.
Применение детектора лжи на склонность к коррупции, изучение личных дел сотрудников, их коррупционных нарушений в прошлом позволили бы избавиться от нерадивых и нечестивых сотрудников. Предложение номер один с моей стороны – это глубокая кадровая чистка», — сказал Утебеков.
Вслед за кадровой, по его мнению, должна пойти структурная оптимизация. Проще говоря, избавление МВД от несвойственных функций. Благо, МЧС вывели в отдельное ведомство, но этого недостаточно.
«Полиция должна стать подлинной полицией. Ее основная функция – это охрана общественного порядка. Поэтому она должна избавиться от всех структур, которые ей несвойственны. Я только с позитивом могу воспринимать то, что наконец из структуры МВД убрали Комитет по чрезвычайным ситуациям. Потому что это от деятельности полиции бесконечно далеко.
Таких служб, которые никакого отношения к охране общественного порядка не имеют в структуре органов внутренних дел по-прежнему много. Тут на ум сразу приходит служба документирования и регистрации иностранцев, также служба дорожной инспекции. Это же абсолютно гражданские функции! Документирование – тут все понятно. Регулированием дорожного движения во многих странах занимаются муниципалитеты. То есть установка где, как поставить светофор, где нарисовать зебру, снизить аварийность – этим везде занимается муниципалитет. Это все нужно передать в акимат. Следом огромный блок – это Комитет уголовно-исполнительной системы. Что он делает в структуре полиции? Получается, что те же люди, которые ловят нарушителей, потом за ними же и смотрят. Можно ли потом говорить о гуманном обращении с заключенными и сохранении их прав? Эта функция также далека от полиции. Национальную гвардию также необходимо убирать из структуры. Ее надо к армии присоединять или выделять в самостоятельное подразделение. Это же огромный штат! И таких служб на самом деле очень много», — констатирует наш собеседник.
Как продолжение данной инициативы – снятие погон со служащих, которые по факту являются гражданскими. Погоны, по мнению адвоката, могут носить лишь те, кто взаимодействует с населением – это патрульные полицейские и участковые инспекторы. «Всем остальным, большому количеству сотрудников эти погоны просто не нужны. Я имею в виду сотрудников финансовой части, криминалистов, водителей, сотрудников службы специализированной охраны и прочее. Их надо лишать погон», — уточняет он.
В завершение Джохар Утебеков, искренне болеющий за качественные изменения в стране, заговорил о картине идеального Казахстана, где полицейские сопереживают населению, сочувствуют жертвам правонарушений. Ведь так должно быть!
«Это (сопереживание) касается также оступившихся лиц, особенно несовершеннолетних правонарушителей, особенно лиц, которые впервые совершили правонарушение», — добавил Утебеков.
А в том, что все предложенное нашими спикерами заработало мы убедимся тогда, когда сумеем отличить преступника от полицейского. И дело тут не в форме, а в содержании.
Источник: azattyq-ruhy.kz