Или о том, имеет ли право член партии «Аманат» Ирина Аронова быть лидером профсоюзов,а Татьяна Бульгацевич- депутатом?
Кандидат юридических наук Рахмади Назмышев считает, что в корне неправильно, что лидеры профсоюзов являются членами партии. И тем более идут в депутаты по партийному списку. Почему?
— В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «О профсоюзах», они не должны быть зависимыми от политических партий. Следовательно руководящий состав не должен быть партийным. По сути, и члены профсоюза не должны быть членами партии или должен соблюдаться баланс партийности членов профсоюза. Эти вопросы имеют значение для развития здоровой межпартийной конкуренции. Откуда это идет, думаю, не секрет. В период суперпрезидентской власти партия «Нур Отан», председателем которой был экс-президент, была вне политической конкуренции. Для обеспечения такой ситуации создавались различные хитроумные схемы финансовой подпитки и нарабатывания соответствующего количества членов партии и ректората на случай серьезных избирательных компаний. Не последнюю обеспечительную роль в этом процессе играли локальные, отраслевые и иные профсоюзы. Руководили профсоюзами представители «Нур Отан», члены профсоюза привлекались в состав партии. Практически все работники градообразующих предприятий входили в эти профсоюзы добровольно-принудительно под вербальным воздействием. В некоторых регионах число работников таких предприятий исчисляется десятками тысяч и более. Профсоюзы по своему составу (членству) на данное время относятся к одному из самых крупных общественных объединений.
Если сегодня невозможно обойтись без партийцев- профсоюзов, то тогда срочно нужно вносить изменения и дополнения в ст. 5 Закона «О профсоюзах». Не окажется ли так, что вот такие большие общественные объединения и по-прежнему подпитывают всячески некую партию по привычке? Если это так, то это прямое противодействие политическим реформам страны. В целом же ситуация характеризуется тем, что Президент реально пытается изменить прежнюю ситуацию и вывести Казахстан к строительству справедливого общества с сильной президентской властью и профессиональным парламентом, и это здорово! Для достижения этой цели были внесены изменения и дополнения в Конституцию, конституционные законы РК и в некоторые иные НПА. Однако есть система НПА, в которые, при старом Казахстане, закладывались возможности для поддержания суперпрезидентской власти и супервласти на местах вразрез интересам объективного общественного контроля и реализации здоровой конкуренции между политическими партиями. В этом контексте Закон «О профсоюзах» не является исключением.
Поэтому, полагаем, нужно продолжить экспертизу НПА для выявления и устранения условий, которые могут препятствовать строительству нового Казахстана и могут быть питательной средой для различных видов коррупции, в том числе и политической. Что касается партийного контроля за работой госорганов и т.д., полагаю, для начала внутри партии нужно организовать качественный партийный контроль. Надо посмотреть, не стали ли депутатами парламента РК по партийным спискам лица, которые в нарушение ч. З ст. 5 Закона «О профсоюзах» РК, будучи членами партии, руководили профсоюзами. В частности, в ч 3 ст. 5, указанного закона предусмотренно: «Профсоюзы независимы в своей деятельности от государственных органов всех уровней, политических партий, работодателей и их объединений, не подконтрольны и не подотчетны им.» Следовательно руководитель не должен быть членом какой-либо партии, поскольку членство в партии возлагает определенные обязанности. Все ли у нас в этом плане в порядке? В период избирательной компании регистрирующие и контролирующие субъекты обращали на это обстоятельство внимание? Или в основу брали только членство в партии и по партийному списку продвигали в парламент, не обращая внимания на то, что будущий кандидат неправомерно занимал должность, например, руководил профсоюзом? У нас нет таких депутатов? Вывод такой: у дракона, под названием старый Казахстан, оказалось две головы. Верхнюю голову, казалось бы, срубили, однако нижняя голова продолжает управлять большей частью полумертвого тела. Если мы не внесём соответствующие изменения и дополнения в закон о местном государственном управлении и самоуправлении, в закон об общественных советах по вопросам формирования состава совета, его коммисий и комитетов и в закон о профсоюзах, ситуация к лучшему не изменится. Так как в этих НПА заложены нормы, позволяющие старому Казахстану на местах невелировать общественный контроль, контроль местных представительных органов и поддерживать нездоровую политическую конкуренцию в пользу одной любимой партии по наследству. В контексте повышения качества, самостоятельности и независимости маслихатов и его депутатов от МИО, целесообразно разработать самостоятельный закон о местных представительных органах государственного управления, где красной линией должны быть обозначены вопросы финансовой независимости депутатов маслихата…
Айдар Зангер