Если посмотреть на карту мира, в частности на европейскую часть России, а потом плавно перевести взгляд на Китай, то очень быстро станет понятно, что кратчайший путь лежит через дружественный Казахстан. Более того, если попросить навигатор проложить маршрут из Москвы в какой-нибудь Сиань, то электронный советчик также поведет через Казахстан. Вопрос: почему же новую скоростную трассу Россия решила строить не через эту дружественную страну?
Новая скоростная трасса из России в Китай будет проходить в обход Казахстана через Монголию. Казалось бы, почему не проложить путь по наикратчайшей дистанции? Ведь этом банально выгоднее как с точки зрения строительства, так и с точки зрения будущих поездок. Строиться дорога в первую очередь для транзита китайских товаров в Европу, а потому важна каждая копейка. На самом деле ответ на вопрос складывается из нескольких причин.В основе нового транзитного маршрута будет лежать строящаяся сейчас трасса М12. Она тянется по маршруту: Москва – Нижний Новгород – Казань. Дальше трассу протянут по маршруту Екатеринбург — Омск – Новороссийск, и только потом дорога уйдет резко на юго-восток в Монголию, а через Монголию в Китай. А все потому, что строится она не только для транзита, но еще и для связи своих собственных крупных городов.
Запад и юго-запад Китая – это достаточно сложный регион. Преимущественно там находятся горы, а потому с дорогами там есть «некоторые проблемы». Крупные магистрали там имеются, но, по сути, их две: одна далеко на юге. Вторая ближе к Казахстану. Использование этих дорог не слишком удобно с точки зрения транзита. Тем более, что для путешествия по самому южному пути проехать придется не только через Казахстан, но и через другие республики Средней Азии. Например, через Таджикистан и (или) Киргизию.
Не последнюю роль во всем этом играет банальный бизнес. Чем больше транзитных стран на маршруте, тем больше издержек приходится нести поставщику. Каждая страна при этом выдвигает свои условия. Партнерство в области транзита выстраивается на многие годы и даже десятилетия. Поэтому есть не нулевая вероятность, что с Монголией просто договорились на куда более выгодных условиях, чем с Казахстаном. Тем более, что «страна кочевников» является не менее старым и не менее проверенным партнером, чем Казахстан.
В политике дружбы не бывает так точно. Общечеловеческие категории к отношениям государств не применимы. Политики мыслят исключительно прагматично и даже цинично. Вопросы выгоды и безопасности всегда выносятся на первый план. Казахстан был и остается старым партнёром России, однако отношения между всеми бывшими советскими республиками (за исключением тех, что уже вошли в ЕС и НАТО) достаточно сильно обострились на фоне продолжающегося экономического кризиса. Никто не знает, как ситуация может повернуться завтра. Тем более, что внешняя политика России имеет очень недавний и крайне негативный для ее государства пример.После известных событий в Афганистане уровень беспокойства в Средней Азии значительно вырос. В том числе и в Казахстане, который не граничит с Афганом, но все-таки находится от него не так далеко. Тем более, североазиатская страна граничит с Узбекистаном и Туркменистаном, руководство которых события в самой южной стране заставляют утирать холодный пот тюбетейкой. Пока ничего серьезного не произошло. Однако, абсолютное большинство политиков иллюзий по поводу новой Афганской власти не испытывают. Учитывая крайне бедственное экономическое положение азиатской страны, есть все основания утверждать, что она станет новым очагом нестабильности в регионе. А значит создание нового транзитного пути через Среднюю Азию – это не самая лучшая идея.
Источник: