Костанайские автошколы бьют тревогу и пытаются достучаться до МВД
Все дело в том, что с 20 ноября бумажные свидетельства об окончании курсов автошкол будут недействительны. Вместо этого все учреждения должны забивать в единую базу сведения о выпускнике, в частности, ИИН, а автоЦОНы уже брать информацию оттуда и допускать курсантов к экзаменам.
Если после 20 ноября данные о выпускнике не окажутся в базе, он просто не сможет сдать вождение.
Такая мера была принята Комитетом административной полиции МВД РК, чтобы исключить формальную выдачу свидетельств об окончании курсов и их подделку.
Напомним, ранее самоподготовка, без посещения курсов вождения, была отменена, то есть прийти на экзамен без свидетельства об окончании автошколы теперь нельзя. На очереди теперь еще одно новшество. Но главная проблема в том, что автошколы узнали о последнем только 12 ноября. Им было велено предоставить МВД все данные о группах и курсантах за последние два года … до 20 ноября.
Как это физически возможно? Что делать курсантам, которые скоро должны идти сдавать на права, но автошкола еще не составила полные списки? Эти и другие вопросы директора автошкол задали полицейским 18 ноября на собрании в автоЦОНе.
Согласно общей информации, теперь все данные о выпускниках автошкол будут храниться в автоматизированной информационной системе (АИС) «Автошкола». Однако ее учреждения в глаза еще не видели, в нее не заходили и не ознакомились с условиями ее использования.
Почему в АИС нужно внести данные именно за два последних года?
В полиции поясняют: так как со свидетельством об окончании автошколы экзамен можно сдавать еще в течение двух лет, среди выпускников могут быть те, кто еще пойдет в автоЦОН. Чтобы исключить конфликтные ситуации, их данные тоже должны быть в базе на всякий случай. Конечно, директора автошкол могут вручную посмотреть, кто уже получил права, а кто нет, но это, скорее всего, займет больше времени, так что проще забить в базу всех.
Так как доступа к АИС «Автошкола» еще ни у кого нет, в полиции говорят оформлять списки в файле Excel и отправлять им. В МВД пока что сами начнут работать с базой, а когда все встанет «на рельсы», эта работа уже ляжет на плечи автошкол.
Но учреждения с этим новшеством в целом не согласны. Почему?
Руководитель рудненской автошколы «Bagira-Avto» Екатерина Корчагина опасается, что данные их организаций и сведения о курсантах попадут в частные информационные системы. Кто будет гарантировать конфиденциальность этих сведений?
— Нам сообщили обо всем этом 12 ноября. При этом еще идет путаница с АИС — здесь говорят об АИС «Автошкола», но в документах фигурировали еще сведения про интеграцию с АИС «Курсант». Мы точно знаем, что это частная база данных, ее разработчик — другая автошкола. Почему мы должны какому-то частнику передавать сведения? — недоумевает Екатерина Корчагина. — Пока нам говорят об АИС «Автошкола», по всем нашим чатам АИС «Курсант» активно себя рекламирует, убеждает, что именно у них мы должны регистрироваться. Нам никто ничего пояснить толком не может. Почему нас для начала не ознакомили с работой, условиями АИС? Если нам потом начнут диктовать свои правила? Сначала мы пользуемся базой бесплатно, затем с нас начнут требовать деньги? Если бы мы были уверены, что АИС государственная, вопросов бы не было, но частнику мы не доверяем.
Кроме того, подчеркивает Екатерина Корчагина, во всех этих АИС свои фиксированные параметры — количество преподавателей в школах, количество занятий в неделю, количество транспорта и т.д. Но у всех школ и расписание, и транспорт разные, а сверх установленных чисел в АИС просто ничего нельзя заполнить. Как с этим работать?
Начальник процессингового центра управления адмполиции ДП Костанайской области Ерлан Казбеков во время встречи связался по видеозвонку с разработчиком АИС «Автошкола» и спросил, как будет работать база.
Мужчина на том конце провода разъяснил, что доступ к базе будет только у МВД и НАО «Правительство для граждан», подключение к ней возможно через платформу Smart Bridgе.
— Эта АИС не находится в открытом доступе, она в госконтуре, поэтому подключение идет через Smart Bridgе и скинуть ссылку на АИС я вам не могу, — пояснил специалист.
Юрист Костанайской ассоциации автошкол Умут Исмагулова заметила, что в правилах подготовки водителей так и осталась формулировка о предоставлении свидетельства об окончании курсов на бумажном носителе.
— Поэтому мы думаем, что вместе с НАО «Правительство для граждан» вы должны переговорить и принимать бумажные свидетельства в любом случае по спискам, которые будут предоставлены учебными организациями, — высказалась Умут Исмагулова. — Если этого не будет сделано, такой шум поднимется, пойдут судебные тяжбы вплоть до Конституционного суда, потому что нормы еще не изменены.
Кроме того, юрист обратила внимание, что есть Закон «О правовых актах», который гласит: сроки введения в действие отдельных норм определяются исходя из сроков, необходимых для подготовки к исполнению обязанностей, и не могут быть менее 60 календарных дней. Исходя из этого, как вышеуказанные правила могли ввести за считанные дни?
— Мы единственная область, которая подняла в «Зуме» с КАП (Комитет адмполиции — прим.ред.) вопрос о сроках, мы говорили, что это нереально, — ответил начальник процессингового центра Ерлан Казбеков.
Как мы поняли, ответа и в целом поддержки по этому моменту наша полиция не получила. Сказано — значит делайте.
Один из присутствующих представителей автошкол отметил, что уже долгое время ведет учет своих учеников как раз в АИС «Курсант». И он же спрашивал — возможно ли перенести базу данных оттуда в АИС «Автошкола». Ответ его удивил — нельзя. Нужно все заново собирать вручную.
— А если я буду сейчас вбивать ИИН и ошибусь, куда потом обращаться? — прозвучал вопрос от присутствующей.
Ерлан Казбеков пояснил, что тогда придется написать заявление по пр. Абая, 39, которое полицейские отправят в КАП, чтобы те внесли в базу корректировку.
— В 2014 году, когда АИС вводили, грамотно сделали, не сразу убрав все «бумажное». Сейчас же все делается наоборот. Ни в каком государстве нет такого, чтобы за два года всю информацию оцифровали за несколько дней, — возмущались присутствующие.
Директора автошкол заметили, что эта мера все равно не искоренит предпринимателей, которые работают недобросовестно. Им ничего не помешает забивать в базы просто числящихся курсантов, которые не посещают занятия. Один из присутствующих даже отметил, что в некоторых школах свидетельства продают за палку колбасы, мол, настолько все плохо.
Что будет автошколам, если до 20 ноября не все данные окажутся в базе?
Этот вопрос остается открытым. Под ударом только курсанты, которым вот-вот сдавать экзамены.
Ерлан Казбеков посоветовал вбивать для начала выпускников 2024 года, даже тех, кто еще не получил свидетельство. Это для подстраховки.
— Да, сломали систему, а выстроить заново будет сложно, — признал полицейский. — Но это всегда сначала тяжело, потом механизм отладится.
Самые активные директора автошкол с этим не согласны и уже сегодня выехали в Астану на встречу с представителями МВД, чтобы донести свою позицию.
Татьяна ФАЙЛЬ, фото автора