Кул Шариф Хаджитархани (Астраханский) — имам, религиозный деятель XVI века, поэт, национальный герой татарского народа, возглавивший в октябре 1552 года оборону столицы Казанского ханства от войск московского князя Иоанна IV (рус.: Иван Грозный).
Кул Шариф в последние дни жизни ханства являлся главой местного мусульманского духовенства. Андрей Курбский, один из полководцев Московии, описывая эпизод, связанный со взятием московитами Казани в 1552 году, называет Кул-Шарифа на европейский лад «великим епископом» ханства. В самой Казани Кул-Шарифа также нередко называли эмиром, то есть предводителем местных мусульман.
Судя по источникам, Кул Шариф, как и его предшественник на посту главы местного духовенства — Кул Мухаммед, был из рода крымских сеидов. Некоторое время Кул Шариф жил в Астраханском ханстве. Отсюда у него и псевдоним Хаджитархани, то есть «Астраханский».
Наиболее важным трудом, авторство которого многими исследователями приписывается Кул Шарифу, является произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550), написанное преимущественно прозой с небольшими поэтическими отступлениями. Помимо этого перу казанского имама принадлежит сборник стихов-мунаджатов, подписанных как раз псевдонимом Хаджитархани.
Эпоха, в которой жил Кул Шариф, — это трагическое время гибели Казанского ханства. Эмир и поэт оставил после себя строки, описывающие трагедию его народа. В частности, в «Зафернаме-и вилайет-и Казан» Кул Шариф говорит о Казани:
«Ханству неоткуда ждать помощи и поддержки, кроме покровительства Тенгри и помощи ангелов. Из-за такой тяжелой ситуации падишахи города Казани обеспечивают безопасность своего государства путем соглашения со страной кяфиров. Было так: для благополучия народа и ради его жизни заключали договор с Москвой, между двумя сторонами ходили послы, обеспечивая взаимопонимание». «Зафернаме-и вилайет-и Казан», 1550.
Эти строки были написаны в 1550 году, но уже в апреле 1551 года началось новое наступление московитов, которые в июне обступили Казань.
«Настали тяжелые времена, и казанцы дрогнули: они послали «к Шигалею и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленети их не велел, а дал бы им на государство царя Шигалея, а Утемешь-Гирея царя государь к себе взял и с материю Сююнбика-царицею» (Патриаршая летопись). С таким предложением к хану Шах-Али и русским воеводам приезжали «мулла» Кул Шариф и тюменский «князь» Бибарс Растов. Но они действовали не самостоятельно, а выполняли волю «всей земли Казанской», что отчетливо видно из грамоты казанцев, отправленной тогда Ивану IV. Лишь после угроз послы приняли условия Москвы, среди которых было и требование выдать Сююмбике с малолетним сыном-ханом. Ясно, что никакой личной вины у Кул Шарифа с Бибарсом в этом не было — они выполняли общегосударственное решение, да и то всего лишь как дипломаты». Дамир Исхаков, «Руководитель великих: воин, поэт и мыслитель Кол-Шериф».
Как показала история, московиты и не думали оставлять Казань в покое, а сдача казанцами своего хана с матерью лишь подстегнула князя Иоанна к дальнейшей деятельности против ханства.
В 1552 году московиты осадили Казань. Несмотря на численное преимущество врага, город защищался 41 день. Немногим более 30 тысяч воинов противостояли 150-тысячному войску князя Иоанна, оснащенному новейшим техническим вооружением. Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.
Во время штурма Кул Шариф был одним из руководителей обороны. Со своими учениками он защищал возвышенность, где стояла 400-летняя мечеть с восемью минаретами. Вместе со своей богатой библиотекой эта мечеть считалась центром религиозного просвещения в Поволжье. Захватчики не оставили от здания и камня на камне. Кул Шариф, как и все защищавшие город его сподвижники, погибли в неравной битве.
Один комментарий
Жантас
Больше таких объективных и полезных материалов. В истории надо сказать своими словами. А тако какой- то разбойник Ермак » освоил» Сибирь, а кровожадный полоумный Иван просто » взял» Казан. Остальных просто добровольно присоединил. Какой великодушный агрессор и оккупант.