Самым обсуждаемым вопросом в юридическом сообществе Казахстана в настоящее время является, разработанный Министерством юстиции Республики Казахстан, проект Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».
Этот законопроект кардинальным образом меняет «правила игры» на рынке юридических услуг Казахстана, как для частнопрактикующих юристов, так и для адвокатов.
До 2005 года для оказания платных юридических услуг, не связанных с адвокатской деятельностью, требовалось получение государственной лицензии, но вот уже более 12-ти лет лицензирование в данной сфере отменено в целях сокращения разрешительных процедур и вмешательства государства в сфере предпринимательской деятельности.
В результате на рынке юридических услуг сформировались свободные отношения заказчика услуг с исполнителем, без каких-либо административных барьеров и излишних условий доступа к профессии юриста.
О необходимости совершенствования механизма регулирования рынка юридических услуг остро обсуждается практикующими юристами на протяжении последних пяти лет, указывая, что главной проблемой современного рынка юридических услуг является отсутствие отлаженной системы его регулирования. Отсутствие единого подхода к правовому регулированию профессиональной юридической помощи не только затрудняет реализацию прав граждан и организаций, но и отрицательно влияет на обеспечение защиты публичных интересов, интересов граждан.
Сегодня в Казахстане наблюдается дефицит адвокатов. По имеющимся данным на 1 адвоката в стране приходится порядка четырех с половиной тысяч человек. Как показывает статистика за последние 4 года количество адвокатов увеличилось на 300 человек. Этот незначительный рост объясним. Основными причинами служит необходимость наличия высшего юридического образования, прохождения стажировки в коллегии адвокатов от 6 месяцев до 1 года.
При этом, стоимость прохождения годовой стажировки составляет от 140 тыс. тенге до 280 тыс. тенге. Кроме того, присутствует первоначальный взнос для вступления в коллегию адвокатов который в зависимости от региона составляет от 500 тыс тенге до 800 тысяч тенге. Таким образом, для получения статуса адвоката претенденту необходимо заплатить в среднем около 1 млн тенге. Что является одной из основных причин дефицита адвокатов. Законопроектом предусматривается, что рост численности адвокатов усилит конкуренцию и приведет к снижению гонораров, будет мотивировать адвокатов повышать свой профессиональный уровень. Все это позитивно отразится на качестве юридической помощи и ее доступности.
Для увеличения количества адвокатов, новым законом предусмотрен запрет на вступительные взносы в коллегию адвокатов. При этом, сохраняется возможность сбора целевых и членских взносов. Законом предусмотрено создать специальную тарифную сетку для адвокатов и юристов. Благодаря ей граждане смогут ориентироваться и определять среднюю стоимость юрпомощи. Это позволит избежать её необоснованного завышения. Тарифная сетка будет носить рекомендательный характер и размещаться в открытом доступе.
Одним из новшеств Законопроекта также является закрепление оказания юридической помощи на началах pro bono с учетом международного опыта (Англии, Франции), т.е. оказание бесплатной юридической помощи кругу лиц, нуждающейся в ней и позволяющей констатировать правовое сопровождение с момента обращения до принятия итогового правового решения по делу.
Кроме того, на сегодняшний день отсутствует закон который бы регулировал сферу оказания юридических услуг коммерческими, частнопрактикующими юристами и принятие нового Закона позволит урегулировать данную сферу деятельности.
Положения нового Законопроекта в первую очередь направлено на повышение качества и доступности юридических услуг, предание правового статуса коммерческим, частнопрактикующим юристам, наделение их соответствующими правами и обязанностями.
Частнопрактикующие юристы в Законопроекте именуются как юридические консультанты.
Предусмотрены формы деятельности юридического консультанта, который может оказывать юридическую помощь самостоятельно, занимаясь частной практикой в виде индивидуального предпринимательства либо без образования такового, а также на основании трудового договора с юридическим лицом, аккредитованным в палате юридических консультантов.
Наряду с этим, законопроект предусматривает создание саморегулируемых организаций в виде палат юридических консультантов, где членство обязательно для физических лиц, оказывающих юридическую помощь в виде представительства в суде. Обязательное членство позволит установить стандарты качества юридической помощи и профессионального поведения юристов; контролировать качество юридической помощи, оказываемой населению, а также привлекать недобросовестных юристов к ответственности вплоть до исключения из палаты. В целях создания условий для развития конкуренции и исключения «монополии» в сфере оказания юридической помощи предлагается множественность палат юридических консультантов. Где каждая из палат будет стремиться создавать преимущественные условия в целях привлечения клиентов и обеспечения качества юридической помощи. При этом, вступительные взносы в палату юридических консультантов запрещены.
Законопроектом частнопрактикующие юристы наделяются правом представлять права и интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех судах, государственных, иных органах и организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов; знакомиться с материалами, касающимися лица, обратившегося за юридической помощью, включая процессуальные документы, судебные дела, и фиксировать содержащуюся в них информацию любым способом, не запрещенным законодательными актами.
При этом, законопроектом предусмотрено введение страхования ответственности профессиональной деятельности.
Благодаря этому пункту граждане смогут получить страховку в случае, если юридическая помощь была некачественной. Страхование профессиональной ответственности будет обязательным для адвокатов и юридических консультантов и введение которой предполагается с 2020 года. Выплачивать страховые выплаты планируется за следующие нарушения:
- пропуск процессуальных сроков;
- неправильное оформление документов;
- неизвещение клиента о последствиях совершаемых юридических действий, что повлекло причинение ему вреда;
- утрата или порча документов клиента;
- неправомерное разглашение определенных сведений.
В целом, законопроект направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение доступной и качественной юридической помощи, необходимости постоянного повышения профессиональной квалификации субъектов оказывающих юридическую помощь, открытости и прозрачности в деятельности адвокатских коллегий и палат юридических консультантов, создание здоровой конкуренции на рынке юридических услуг.
Руководитель отдела
по праворазъяснительной работе и
оказанию юридических услуг населению
Департамента юстиции Костанайской области,
член КОФ РОО «Казахстанский союз юристов» Р.С. Оразбаев