Несмотря на значительные изменения по декриминализации ряда экономических правонарушений в Уголовном Кодексе РК за 2011-2014 годы, уровень общей преступности вовсе не снизился, а напротив, растет особо быстрыми темпами по всем регионам страны. С чем это связано после упразднения финансовой полиции, отличавшейся особой репрессивностью в отношении граждан и бизнеса? Какое будущее ждет наше общество при дальнейшем ухудшении негативных факторов криминализации страны?
За 2011 и 2013 годы была проведена работа по декриминализации части экономических правонарушений. На начало 2011 г. к подследственности органов финансовой полиции относилось 40 статей уголовного кодекса РК (УК РК), предусматривающих ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности и т.д. По 97 составам, в т.ч. 4 — отнесенные к альтернативной подследственности: МВД, Таможенных органов, Минфина и КНБ. По итогам декриминализации первого этапа в 2011 году (в соответствии с частью 1 п. 2 ст. 37 УК РК) в подследственности органов финансовой полиции было оставлено 34 статьи по 85 составам преступления, в т.ч. 3 — отнесенные к альтернативной подследственности: с КТК МФ, с КНБ и МВД. Закон РК от 13 июня 2013 года № 104-v по вопросам дальнейшей декриминализации экономических преступлений несколько изменил подходы к правонарушениям на рынке ценных бумаг. А в 2017 году исключена статья 215. Лжепредпринимательство (исключена в соответствии с законом РК от 03.07.17 г. № 84-vi). Экспертами предлагается также очередная декриминализация по правонарушениям в отношении задолженности граждан и предприятий перед банками (ст. 242-245), а также пересмотр в соответствии с международной деловой практикой процедур банкротства (ст. 237-240). Согласно УК РК от 3 июля 2014 года № 226-v с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.07.2017 г. перечень экономических преступлений исчерпывается главой 8. Уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности» (в основном нарушения по финансовому учету, по налоговой и банковской задолженности, рейдерству и незаконному предпринимательству и коллекторству, подделка банкнот, акцизных марок и платежных карт, контрабанда, нарушения на рынке ценных бумаг), главой 9. Уголовные правонарушения против интересов службы в коммерческих и иных организациях (должностные правонарушения не государственной службы), главой 15. Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления.
Таким образом, можно предположить, что существенное снижение числа зарегистрированных экономических преступлений в РК в период с 2011 по 2013 годы стало следствием декриминализации почти 80% всех правонарушений, ранее бывших подследственными финансовой полиции. 6 августа 2014 года финансовая полиция Казахстана была вовсе упразднена с передачей функций по борьбе с коррупцией вновь созданному Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции. Однако несмотря на значительные изменения в уголовном кодексе, уровень общей преступности вовсе не снизился, а напротив растет особо быстрыми темпами по всем регионам страны. С чем это связано после 2014 года после снижения ранее не всегда правомерной деятельности финансовой полиции в отношении граждан и бизнеса?
Примечательно, что Комитет по статистике МНЭ РК в 2016 году впервые провел опрос среди жителей регионов Казахстана для определения степени доверия к правоохранительным органам, по результатам которых наименьшее доверие вызывают органы антикоррупционной службы и гражданской защиты.
Таблица 1. Число зарегистрированных правонарушений в РК
Регионы РК | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Республика Казахстан | 131896 | 206801 | 287681 | 359844 | 341 291 | 386718 | 361689 |
Акмолинская | 7062 | 10812 | 12289 | 15731 | 13 327 | 13771 | 13 185 |
Актюбинская | 5734 | 8719 | 13741 | 20651 | 17 697 | 18040 | 16 589 |
Алматинская | 9102 | 12712 | 20064 | 28109 | 25 443 | 27191 | 27 894 |
Атырауская | 3497 | 5097 | 6601 | 8099 | 7 921 | 10543 | 9 862 |
Восточно-Казахстанская | 17408 | 22822 | 26459 | 32766 | 28 942 | 27237 | 27 121 |
Жамбылская | 5594 | 9227 | 11664 | 16836 | 16 142 | 17 797 | 16 031 |
Западно-Казахстанская | 5053 | 6523 | 9755 | 11672 | 11 527 | 13436 | 13 423 |
Карагандинская | 12084 | 19839 | 25108 | 29171 | 23 665 | 30301 | 27 767 |
Костанайская | 8305 | 15399 | 23109 | 26197 | 23 845 | 23570 | 20 577 |
Кызылординская | 3601 | 7203 | 10226 | 11884 | 10 237 | 11628 | 9 367 |
Мангистауская | 2876 | 3664 | 4661 | 6690 | 6 562 | 7217 | 6 992 |
Павлодарская | 8159 | 10390 | 14415 | 19745 | 15 609 | 17 718 | 14 440 |
Северо-Казахстанская | 5191 | 7189 | 7875 | 9669 | 9 715 | 10637 | 9 292 |
Южно-Казахстанская | 10331 | 18008 | 22807 | 27853 | 30 220 | 36302 | 35 110 |
г. Астана | 4491 | 15142 | 22760 | 34756 | 34 985 | 43441 | 41 384 |
г. Алматы | 19002 | 29695 | 52022 | 55482 | 61 391 | 73506 | 68 704 |
Как видно из приведенной ниже таблицы город Астана уверенно держится на первом месте по рейтингу с 2013 по 2016 год включительно даже на фоне декриминализации части экономических правонарушений.
Таблица 2. Рейтинг регионов по уровню преступности в РК на 10 000 жителей
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Республика Казахстан | 83 | 81 | 77 | 81 | 125 | 171 | 211 | 198 | 221 | 203 |
г. Астана | 75 | 65 | 63 | 70 | 214 | 301 | 441 | 423 | 504 | 449 |
г. Алматы | 117 | 113 | 95 | 137 | 209 | 357 | 375 | 404 | 440 | 397 |
Костанайская | 60 | 94 | 92 | 96 | 177 | 264 | 300 | 273 | 267 | 233 |
Западно-Казахстанская | 86 | 90 | 78 | 86 | 109 | 160 | 190 | 185 | 212 | 209 |
Карагандинская | 109 | 83 | 84 | 92 | 149 | 186 | 215 | 174 | 219 | 200 |
Актюбинская | 90 | 87 | 85 | 79 | 117 | 178 | 262 | 221 | 218 | 197 |
Восточно-Казахстанская | 89 | 134 | 129 | 127 | 166 | 191 | 237 | 209 | 195 | 194 |
Павлодарская | 130 | 134 | 121 | 112 | 141 | 194 | 265 | 209 | 234 | 190 |
Акмолинская | 88 | 86 | 88 | 100 | 152 | 171 | 218 | 184 | 186 | 178 |
Атырауская | 80 | 79 | 75 | 70 | 98 | 123 | 147 | 140 | 179 | 164 |
Северо-Казахстанская | 82 | 79 | 76 | 92 | 127 | 138 | 170 | 172 | 186 | 164 |
Жамбылская | 56 | 60 | 57 | 58 | 91 | 113 | 161 | 152 | 161 | 144 |
Алматинская | 54 | 52 | 52 | 50 | 68 | 105 | 144 | 128 | 141 | 142 |
Южно-Казахстанская | 132 | 43 | 41 | 43 | 71 | 87 | 104 | 111 | 129 | 122 |
Кызылординская | 75 | 58 | 61 | 56 | 107 | 144 | 166 | 141 | 153 | 121 |
Мангистауская | 42 | 78 | 73 | 61 | 73 | 86 | 119 | 113 | 117 | 110 |
Какова же структура криминогенной обстановки и факторы влияния на нее в столице?
По итогам 2016 года Астана вновь вышла на первое место в Казахстане по уровню преступности с показателем 43 преступления на 1000 жителей.
По сравнительному анализу динамики числа осужденных лиц наглядно виден основной негативный агломерационный эффект – рост преступности. На нижеприведенном графике показана динамика снижения числа осужденных среди сельских жителей и рост числа осужденных среди горожан в г. Астана и Акмолинской области.
Таблица 3. Основная статистика по преступности в Астане
Показатель | Ед. изм. | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
Доля осужденных от населения | проценты | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Уровень преступности (общее число преступлений на 1000 жителей в год) | единиц | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 | 20 | 29 | 43 | 41 | 50 | 43 |
Число зарегистрированных преступлений | единиц | 4796 | 4225 | 3887 | 3963 | 4491 | 15142 | 22760 | 34756 | 34985 | 43442 | 41381 |
Число особо тяжких преступлений на 1000 жителей в год | единиц | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 0 |
Число экономических преступлений | единиц | 249 | 345 | 410 | 514 | 440 | 434 | 817 | 533 | 571 | 1215 | 1800 |
Возможно основным фактором влияния на рост преступности является снижение человеческого капитала на фоне быстрых темпов роста населения в столице. При этом прямо корреллирует именно кривая экономической преступности.
В столице Казахстана наблюдается рост способности населения к накоплению, также как и в Актюбинской области в отличие от рассматриваемых в данной статье Алматы и Шымкента. Однако графически кривая роста доли в криминальных сводках экономических преступлений вполне соответствует кривой роста способности к накоплению. В отличие от других рассматриваемых регионов доля экономических преступлений в столице в 2 раза выше – на уровне 4,3-5% по отношению к показателям других регионов от 0,5% до 2%. Можно ли предположить, что рост благосостояния построен частично в некоторых домохозяйствах на неправомерных доходах, трудно сказать. Возможно нужны комментарии по структуре экономических преступлений от уполномоченных органов столицы.
Какова криминогенная ситуация в Алматы?
В целом преступность в Алматы, несмотря на некоторое снижение в 2016 году, все предыдущие 10 лет стремительно росла вверх. В 2016 году средний уровень криминогенной ситуации составил 403,3 случая на 10 000 жителей (40,3 на 1000 жителей или на 6,2% ниже показателей Астаны). В разрезе районов Алматы и прилегающих территорий наглядно виден негативный агломерационный эффект. В спальном районе с наиболее плотным населением (11 тыс. человек на 1 кв. км.) самый высокий уровень преступности 713,8 зарегистрированных случаев на 10 000 жителей. В Алматинской области, равно как и в новых пригородах Алматы уровень преступности составляет лишь 145 случаев на 10 000 жителей.
По данным ДВД г. Алматы в 2016 году снижен удельный вес преступлений, совершенных на улицах города, в том числе грабежей и хулиганств. Меньше совершено тяжких и особо тяжких преступлений на 14,8%, в частности разбоев на 14,2%, грабежей на 9,6%, угонов на 7,1%, краж из квартир на 12,5%. Проведенная работа ювенальной полицией снизила на 18% преступления, совершенные несовершеннолетними, а программа нулевой терпимости и соседского присмотра помогла на 25% снизить преступления в сфере в семейно-бытовых отношений. Однако как и в Астане на 2015-2016 год пришлись рекорды экономических преступлений 2622 и 2455 соответственно. Число осужденных лиц в Алматы в 2016 году увеличилось до 5216 человек с показателя предыдущего года на 20%.
При анализе основных факторов влияния на уровень преступности в г. Алматы видно, что уровень урбанизации (доля городского населения) и миграционный приток никак не влияют на рост преступности. Данный факт опровергает негативный агломерационный эффект в чистом виде от концентрации населения, но подтверждает иной тезис о росте преступности на фоне падения качества жизни. Ключевыми факторами, спровоцировавшими рост преступности в Алматы и его пригородах, стали падение доходов населения (стремление к нулю способности к накоплению как разница между доходами и расходами), рост доли миграционного притока от числа коренных жителей, критическое снижение охвата техническим и высшим образованием молодежи.
При сопоставлении графика структуры преступлений в Алматинской агломерации мы видим четкую взаимосвязь уровня способности населения к накоплению (диаграмма выше) к уровню экономических преступлений (диаграмма ниже). Такая прямая связь дает повод предполагать, что активные меры по борьбе с экономическими преступлениями не всегда правомерными осуществлялись в период с 2006 по 2011 годы, когда высокий уровень накоплений населения привлекал внимание правоохранительных органов. В период с 2012 по 2015 годы наряду с некоторым восстановлением способности к накоплению населения уровень раскрытых экономических преступлений оставался на низком уровне. Но в 2015 и 2016 году вновь пошла новая волна роста финансовых преступлений, теперь уже наряду с резким сокращением доходов населения. Это может свидетельствовать о том, что до ликвидации финансовой полиции как отдельного органа шла в основном бесконтрольная со стороны прокуратуры работа репрессивного характера. Сегодня же, наблюдая новый рост экономических преступлений, с учетом жесткого контроля действий правоохранительных органов прокуратурой, мы говорим о реальном росте экономической преступности на фоне снижения доходов населения.
Доля особо тяжких преступлений при этом имеет тенденцию к сокращению своей доли. Это говорит о том, что ряды преступников в основном пополняются из числа обычных граждан и чиновников, а не криминальных элементов. Мы не можем утверждать, является ли четко прослеживаемая зависимость закономерностью, но со снижением доступа молодежи к техническому и профессиональному образованию прямо пропорционально растет уровень преступности как в городе-ядре Алматы, так и в прилегающих СНП агломерации. Этот вопрос требует тщательного изучения на уровне межведомственной комиссии МВД РК и МОН РК.
Как видно из приведенной диаграммы в Алматы также довольно резко повысилась доля экономических преступлений до 3,6%, при этом в отличие от Астаны на фоне сокращения способности населения к накоплению и росту доли бедных слоев. Если учесть, что в г. Алматы сосредоточено 27% всего ВЭД импорта по РК, 56% всего финансового сектора и 50% сферы туризма, можно предположить что львиную долю зарегистрированных правонарушений составляют деловые, финансовые и налоговые преступления, а также мошенничества разного уровня. В Астане же скорее всего основная доля экономических преступлений связана с нарушениями в области государственной службы.
Каковы факторы влияния на рост преступности в Южно-Казахстанской области?
Несмотря на низкие доходы населения в Шымкенте уровень преступности в 2 раза ниже, чем в Алматинской области и составляет лишь 259 случаев на 10 000 человек жителей. При этом уровень преступности в ЮКО в 2 раза ниже городской — 122 случая на 10 000 жителей. Самым проблемным районом в Шымкенте является Аль-Фарабийский – в 2016 году здесь зарегистрировано 8000 преступлений. Однако наряду с общей статистикой снижения числа преступлений, в ювенальной полиции города фиксируют двойное увеличение числа несовершеннолетних преступников. Если в 2015 году было зафиксировано 293 правонарушения, в 2016 число преступлений выросло до 460. Из 460 преступлений среди несовершеннолетних, совершенных в Южно-Казахстанской области, 273 приходится на Шымкент. Причем в 91 правонарушении были задействованы школьники. По сообщениям ДВД г. Шымкент из 476 преступлений, совершенных несовершеннолетними, 147 являются школьниками, 114 — ученики колледжей, остальная половина — это 233 подростка — нигде не учатся и не работают. В Шымкенте не хватает школьных инспекторов. Согласно данным ДВД г. Шымкент, не хватает около 700 инспекторов. Имеющиеся инспекторы работают только до 18.30 и в тёмное время суток школы не контролируются. Особенностью преступного мира ЮКО также является повышение доли преступлений, связанных с наркотиками, а также особо тяжких преступлений (убийств, изнасилований).
По факторам влияния на рост преступности в Шымкенте и ЮКО наиболее сильную зависимость демонстрирует уровень бедности населения (способность к накоплению). При этом прямая пропорциональность характерна как для прилегающей Южно-Казахстанской области, так и для г. Шымкент. Влияние фактора снижения доступа к профессиональному и высшему образованию на преступность особенно четко прослеживается на динамике числа осужденных за совершенные преступления, в том числе среди несовершеннолетних преступников. Данное наблюдение вновь подтверждает взаимосвязь уровня человеческого капитала и безопасности жизни в агломерациях.
Уровень преступности в Актюбинской агломерации за 2016 год несколько снизился до 197 случаев на 10 000 жителей с показателя 262 случая в 2013 году.
Как видно из ниже приведенной диаграммы на уровень особо опасной и экономической преступности в Актюбинской области в большей степени влияет изменение благосостояния населения — чем ниже способность к накоплениям, тем выше уровень преступности, в том числе доля экономических и особо тяжких преступлений. При этом на общий уровень преступности влияет динамика доступа к образованию молодежи – чем ниже охват обучением в вузах и колледжах молодежи, тем большее число регистрируемых преступлений на 10 000 жителей.
Криминогенная ситуация в Актюбинской области усугубляется повышенным уровнем террористической угрозы и распространением влияния экстремистских группировок на молодежь. Необходимы координируемые комплексные меры по социальной, образовательной и экономической сферам. Уже сегодня в регионе действует специальный режим миграционной политики, повлекший депопуляцию в регионе среди этнических казахов.
Анализируя выше приведенные статистические данные можно предположить о региональных характерных чертах преступности в стране на основе анализа 4 диаметрально противоположных по климату, благосостоянию и местоположению регионов, назначенных сегодня в качестве 4 агломераций: Астана (рост правонарушений в сфере гос. службы), Алматы (рост правонарушений в сфере ведения бизнеса), Шымкент (рост особо тяжких преступлений одновременно с ростом преступлений связанных с наркотиками), Актобе (рост экономических и особо тяжких преступлений, включая терроризм). При этом все эти регионы, а в целом и весь Казахстан, характеризует четкая взаимосвязь между факторами доступа к образованию, факторами уровня доходов населения и общим ростом и изменением структуры преступности. Возможно эти выводы упрощены и не отражают всей глубины происходящих в криминальном мире процессов и явного распространения среди рядовых обывателей неких вынужденных действий, в уголовной практике инкриминируемых как экономические преступления. Выводы построены на основе доступных в открытых источниках www.stat.gov.kz сведениях в разделе отраслевой статистики, подраздел правонарушения. Статья написана с целью привлечения внимания к необходимости межведомственного взаимодействия и разработки согласованных мер по профилактике преступности (особенно ювенальной, растущей в ЮКО) с учетом ключевых факторов влияния на уровень криминализации общества — образование (человеческий капитал) и качество жизни (доходы населения). Как бы наивно это не звучало, но мы предлагаем разработать национальную стратегию восстановления и развития человеческого капитала страны, который способен самостоятельно решить все важнейшие социальные, экономические и политические проблемы Казахстана.
Будем процветать вместе и защищать наших детей от самого негативного сценария социальной разобщенности, расслоения и потери безопасности граждан.
С благопожеланиями,
Айман Турсынкан