Стоимость проезда в автобусах повышается, а качество обслуживания нет
С 1 февраля цена на проезд по городу составит 100 тенге, из п. Заречного и Затобольска можно будет доехать за 120 тенге.
С прошлого повышения тарифа не прошло и года, а перевозчики уже запрашивают стоимость проезда выше на 25%. При этом количество нареканий на качество сервиса только растет.
Костанайцы негодуют, почему цена повышается, а сервис остается на прежнем, к слову сказать, не самом высоком уровне? Соцсети разрываются от комментариев, в редакцию обращаются возмущенные читатели. Одни ругают поставщиков транспортных услуг, вторые сетуют на работу властей города, третьи просто советуют ходить пешком, мол, для здоровья полезно. Но ведь в наших погодных условиях всегда должна быть альтернатива здоровому образу жизни, особенно учитывая, что наступили сильные морозы.
КОСТАНАЙ – ГОРОД БОГАТЫХ
Такой вывод можно сделать из таблицы, составленной одной из жительниц областного центра (см. инфографику).
Стоимость проезда в отдельных городах взята с сайта www.nur.kz, а средняя протяженность подсчитана по данным с сайта https://wikiroutes.info, как сообщает читательница. Кроме того, женщина посчитала стоимость одного километра в каждом крупном городе. Оказалось, что в Костанае эта цифра бьет рекорды — 7,32 тенге. Для сравнения: в Астане и Алматы она составляет 4,39 и 3,76 соответственно.
Это притом, что расстояния по сравнению с другими областными центрами у нас относительно небольшие. Между некоторыми остановками вообще, что называется, рукой подать. Возьмем, к примеру, отрезок дороги «Наримановский рынок» — «БУМ» — «Жемчужина». Протяженность пути между этими пунктами едва составляет 300 метров. В то время как по СНиПу она должна быть от 400 до 800 метров. На наш вопрос, почему стандарты не соблюдаются, в отделе ЖКХ ответили, что причиной этого является плотность застройки частных владений.
Автоперевозчики уверяют, что проезд за 100 тенге не самая страшная цифра. В реальности, если брать в расчет сегодняшнюю стоимость ГСМ и запчастей, цена поездки будет колебаться в районе 130 тенге. Значит ли это, что в скором нам стоит ждать от поставщиков новых сюрпризов? Пока неясно, но эту версию руководителей транспортных фирм подтвердила независимая экспертная группа в составе специалистов ЖКХ, Палаты предпринимателей «Атамекен» и общественного совета г. Костаная.
МУЧЕНИЕ ИЛИ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ?
В редакцию постоянно поступают жалобы на работу перевозчиков, в основном они касаются температурного режима, интервала движения автобусов, технических характеристик транспортных средств.
Поводом для «тестирования» некоторых костанайских маршрутов для «НК» стали комментарии в соцсети к материалу о подорожании стоимости проезда.
В «Одноклассниках» читательница под ником «Ольга Андреева» пишет (орфография автора сохранена): «Проверьте маршрут №7. Автобусы маленькие, грязные и дребезжащие на ходу. Как только они ТО проходят? С началом дачного сезона на дачи «Строитель» они не едут».
Больше всего костанайцы недовольны работой автобусов маршрутов 19, 38, 101 и 102. По их сообщениям, в них собран полный букет недостатков.
Проезд в автобусе 19-го маршрута, который обслуживает ТОО «Туристтранссервис», стал и для нас испытанием не из самых комфортных. Во-первых, интервал его движения составил около 25 минут (вместо указанных 10), затем толпа людей, изрядно замерзшая, набилась в долгожданный автобус. Который, кстати, и так был уже переполнен. Но делать нечего, ждать следующий – дело не совсем приятное. Внутри оказалось довольно холодно, несмотря на большое количество людей. Кроме того, пол очень скользкий, от непроизвольных перемещений по салону спасали только прижатые друг к другу пассажиры. Наша поездка пришлась на час пик, так что народ на каждой остановке только прибывал. Уже стемнело и определить свое местоположение через замерзшие окна не представлялось возможным. Остается надеяться только на громкоговоритель… Увы, надежды не оправдались – остановки он объявлял выборочно, зато низкопробный рэп звучал на протяжении поездки на весь автобус. Кроме этого, на одной из остановок водитель забыл закрыть дверь, а на просьбу пассажиров, стоящих прямо возле нее, долго не реагировал. В итоге получить заряд адреналина в скользком открытом транспорте, едущем в гололед на довольно высокой скорости, пришлось практически всем пассажирам, включая детей.
В другом транспортном средстве, на этот раз под номером 38, двери водитель все же закрыл, но немного не вовремя. Возможно, не заметив, а может, сознательно стараясь урегулировать большой поток желающих добраться домой, мужчина придавил дверью женщину. В этом же опасном автобусе, который, к слову, мы тоже испытывали на себе в вечернее время, не было объявлено ни одной остановки. Пассажиры то и дело переспрашивали, где же они все-таки находятся. Периодичность движения этого маршрута – отдельная и давно избитая тема. Костанайцы ждут его на остановках до 30 минут, хотя должен он ходить каждые 10-15 минут. Претензии – к поставщику услуг ТОО «Фирма «Сапар».
Отдельно стоит отметить и маршруты 101 и 102, позволяющие добраться из поселков Заречный и Затобольск в Костанай. Екатерина Турбилова пользуется этими автобусами каждый день, чтобы попасть на работу.
— 101-й автобус ходит раз в час, только на нем можно добраться из Заречного до города, не заезжая в Затобольск, — рассказывает девушка. — Я считаю, это очень большой интервал, так как автобус забит битком. Во всех автобусах очень скользко и холодно, а ехать далеко, поэтому недолго и простудиться. В 102-м есть проблемы с объявлением остановок.
Поступают жалобы от читателей и на маршрут №10. Жители утверждают, что ждать автобус приходится до 20 минут. Действительно, интервалы этого направления немного «хромают», но в остальном десятка работает в пределах нормы – в салоне комфортная температура, транспорт не перегружен, остановки исправно объявляют. Возможно, нам повезло или дело в том, что ездили мы на нем в дневное время. Обслуживанием этого маршрута занимается ТОО «Компания STA».
Как оказалось, в некоторые автобусы и вовсе непросто попасть. Один из наших корреспондентов морозным утром 22 января не смог достучаться в двери девятки — чтобы не опоздать на работу, пришлось идти пешком. И такой случай — не редкость. Неужели в мороз зеркала заднего вида отказываются работать? Или водители так борются с перегруженностью транспорта?
СКОРО БУДЕТ ЛУЧШЕ?
Новый тендер на обслуживание городских маршрутов состоится в третьем квартале текущего года. Руководитель отдела ЖКХ Алексей Тарасов заверяет, что при составлении технической спецификации будут учтены официальные обращения граждан, их жалобы, в том числе озвученные на сходах. Кроме того, в ведомстве сообщают, что за прошедший год специалистами отдела ЖКХ проведено 42 рейда по вопросам организации перевозки пассажиров по маршрутам. Недочеты и нарекания постараются предотвратить при проведении очередного конкурса.
Об обновлении автопарка власти города тоже задумываются, правда, средств для этого пока нет.
— В настоящее время на перспективу совместно с автопредприятиями рассматривается вопрос о приобретении новых автобусов местного производства по программе финансового лизинга у Банка развития Казахстана (БРК), — сообщили в городском отделе ЖКХ.
На данный момент самый дорогой проезд в Астане и Кызылорде, но с 1 февраля нам будут уступать даже эти города. Одно из отличий, которое, наверняка, влияет на эти расценки – в Астане затраты на приобретение техники и перевозку пассажиров-льготников берет на себя государство. Пенсионеры, к примеру, ездят бесплатно. Этим стали пользоваться и гости из других городов, но услуга рассчитана только на астанчан, поэтому в последнее время водители и контролеры стали спрашивать у пассажиров подтверждающие документы.
В Костанае расходы на амортизацию несут сами предприниматели, предоставляющие услугу. Однако при нынешних расценках, по их словам, средств на это не хватает, поэтому повышение тарифов просто необходимо.
Вопрос этот уже решен, однако негодование жителей вполне объяснимо.
Алина СУШКО
Фото Нуржана СМАИЛОВА