Уже больше месяца жители Костанайского района жалуются на слабый напор, ржавую воду или ее отсутствие
Проблема с подачей воды в г. Тобыле и п. Заречный стоит уже не первый год. Особо она обостряется с наступлением лета и жары. В этом году жара пришла в мае, и люди забили тревогу. Социальные сети заполонили жалобы на КГП «Затобольская ТЭК» и акимат Костанайского района.
— Мы не можем нормально постирать вещи, — говорит Анна Москвина. — Я один раз постирала, и в машинке после стирки ржавчина собралась. Я даже боюсь представить, что у меня с водонагревателем. Горячей воды летом нет, у нас бойлер установлен. Мы переживаем, что стиральная машинка и бойлер могут выйти из строя. Кто нам возместит ущерб?
— Воду нам подают по графику. Днем воды нет, ее дают вечером, а на ночь вновь выключают, — отмечает Эльдар Бектимиров. — Мы не успеваем ни постирать, ни воды набрать, потому что напор слабый. Вода бежит тонкой струйкой. Да и пить воду такого цвета неприятно. Надо постоянно кипятить, потому что она ржавая. За что мы должны платить? Мы хотим, чтобы коммунальное предприятие сделало перерасчет, потому что у нас бежит вода плохого качества.
Подобные сообщения и негатив со стороны потребителей не прекращаются.
Акимат Костанайского района и КГП «Затобольская ТЭК» признают, что проблема есть. Ведомства уже дважды проводили для потребителей прямые эфиры на странице районного акимата. Разъясняли ситуацию и отвечали на вопросы жителей.
Проблема в том, что водовод старый и резервуаров не хватает, чтобы обеспечить все население г. Тобыла и п. Заречный бесперебойной подачей воды. Ситуацию усугубляют и люди, которые поливают огороды питьевой водой.
— Мы постоянно обращаемся к местным жителям, просим сократить расходы питьевой воды на полив, использовать для этих нужд техническую воду или из скважин, — пояснил директор КГП «Затобольская ТЭК» Александр Фищук. — А сейчас стоит жара, и объемы потребления снова выросли. Мы вынуждены подавать воду по графику. В ночное время выключаем и стараемся заполнить наши емкости, чтобы утром был нормальный напор. И днем делаем отключения, чтобы заполнить резервуары. Мы считаем этот график подачи воды оптимальным. Но и он не помогает, наши емкости не успевают наполнятся, и сейчас запас воды составляет 35% от общего объема. Из-за того, что постоянно приходится отключать воду и подключать снова, она в начале подачи бежит не совсем чистая, потому что в трубах есть отложения ржавчины.
Запретить поливать огороды питьевой водой коммунальное предприятие не может. В Водном кодексе есть запрет на использование питьевой воды в других целях, а в Административном кодексе нет наказаний за это нарушение. Поэтому привлечь к ответственности потребителей, которые используют питьевую воду для полива, нельзя.
И как отметили власти, ситуация в ближайшее время не изменится.
— Стабильная и бесперебойная подача воды будет только со следующего года, — пояснил руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Костанайского района Каиржан Курмангалиев. — Пока мы не построим новый водовод, проблема не решится. На его строительство уже разработана ПСД. Планируется, что он будет идти от Костаная до п. Заречный. В проект также включены реконструкция КНС и подключение п. Октябрьский.
Проект начнет реализовываться в этом году, на эти цели из областного бюджета выделено 405 млн тенге, на следующий — еще 405 млн тенге. И на 2023 год заложено 500 млн тенге. В этом году будет проведен водовод от Костаная до п. Заречный, что позволит на следующий год решить водный вопрос.
Но даже выслушав все разъяснения по ситуации с водой, потребители продолжили присылать жалобы: «График подачи воды не соблюдается», «Вода до нас не доходит, мы ее совсем не видим», «Вечером упало три капли и все», «Вода идет грязная, бытовая техника ломается, кто будет ее восстанавливать?», «Мы не будем платить за воду».
Люди устали от проблем с водой, которые повторяются каждый год. И хотят, чтобы коммунальное предприятие по справедливости отнеслось к ситуации. И не только просило подождать, когда построят водовод, но и сделало перерасчет за воду.
Ольга ГОРАЙ