Информационное пространство Казахстана взорвали сообщения об официальном запросе одного из депутатов партии «Ак жол» к одному из вице-премьеров правительства. Казалось бы, рядовое событие. Но почему оно привлекло все любопытные СМИ?
Не дожидаясь официального старта
Депутатские запросы звучат в стенах Парламента чуть ли не каждый день, но в данном случае один из них стал предметом яростного обсуждения. Тема действительно серьёзная и важная — «Ашаршылык» (Великий голод 1932-1933 гг.).
Все сообщения СМИ однотипны: они цитируют те места партийного документа, где осуждается «тоталитарная власть большевиков». Эмоции бьют через край, много пафоса и мифов, и не где-то в жёлтой прессе, а с трибун парламента. В одночасье в соцсетях сердобольная интеллигенция распространила фотомонтаж с горящими аулами, дулом пистолета в спину человека. Кому и зачем понадобились такие провокационные по духу выпады как со стороны партийных законодателей, так и «знатоков истории»?
Если это просто партийный фальстарт: не дожидаясь официального старта парламентской избирательной кампании, противовес главному оппоненту – партия народных коммунистов, — то это одно дело. Но если это действительно попытка казахстанского «майдана», то дело принимает серьёзный поворот.
В «жертвы голода и репрессий», не делая различия между тем и другим, «разоблачители» пытаются «записать» всех умерших и погибших. Прибавляя миллион за миллионом, специалисты партии Ак жол доводят до 4 миллионов человек, более 70% казахского населения?! Взывая к «исторической справедливости», жертвами репрессий объявили всех: и умерших в страшных мучениях в период голода, и приговорённых к высшей мере наказания, и откочевавших за пределы Казахстана. Это не просто антиисторично, Это сделано намеренно, ради очевидной «политической целесообразности».
Красное знамя в чёрном квадрате
Но и этого партийным «знатокам истории» оказалось этого мало. Парламентская партия не просто призвала власти Казахстана признать, что в 1930-х годах был геноцид казахов со стороны советской власти, но и одновременно потребовала провозгласить принцип де-коммунизации «составной частью государственной политики». Тем самым акжоловцы, очевидно, решили «обрадовать» все международные организации — ООН, ОБСЕ, Конгресс США, Европарламент. Вот только почему-то забыли про НАТО. Обидятся ведь.
Политическое лукавство в партийном запросе проявляется не сразу, и не каждый человек сразу разумеет, к чему клонят акжоловские законодатели. Например, как скажутся последствия декоммунизации и десоветизации для наследия Великой Победы. Декоммунизаторы сразу не оповещают ветеранов войны, их детей и внуков что сам термин Великая Отечественная война запретят, в учебниках будет просто «участие в II мировой войне». Пока боятся говорить вслух, что любое появление в публичном пространстве Красного Знамени Победы, наград (орденов Красного знамени и Красной звезды) на фотографиях Бессмертного полка будет наказываться. А ведь с декоммунизацией придётся Звёзды Героев Советского Союза сбивать с памятников и бюстов как символов тоталитарного советского режима.
К слову, украинское ТВ на 9 мая во всех репортажах «закрыло» Красное знамя Победы «чёрным квадратом», показало, как националисты выдёргивали красные звёздочки с пилоток у детей, срывали награды с груди ветеранов войны. И это потому, что парламент принял закон, запрещающий все символы советской власти.
Смешивая историю и политику
Навязывание темы «геноцида», «тоталитаризма» – это не просто передергивание исторических фактов. Разработчики таких проектов стремятся, смешивая историю и политику, поставить под запрет коммунистическую идеологию. Их цель одна – навязать Казахстану так называемую «декоммунизацию и десоветизацию», явно потакая рекомендациям «западных структур.
На казахстанской почве идея декоммунизации явно имеет характер политического заказа. Кому-то поперёк горла стоит интерес народа к коммунистической идеологии с идеями социальной справедливости, приоритета прав трудящихся. Вот и пытаются вытравить это из сознания людей посредством сплошного очернения советского периода. Но до насильственного уничтожения альтернативной идеологии, уверен, не дойдёт. Надо понимать, что подобная «национал-либеральная идеосхема» грозит разделить народы и поколения, и никоим образом не будет способствовать консолидации казахстанского общества.
Дмитрий Легкий, доктор исторических наук, профессор КГУ им. А. Байтурсынова
Материал был опубликован в газете «Костанайские новости» от 11 июня 2020 года