Исторической ролью ІІ Всеказахского съезда, состоявшегося 21-26 июля 1917 года в Оренбурге,являлось то, что именно он постановил создать партию «Алаш» — первую национальную политическую организацию.
Съезд также сформировал единый партийный список кандидатов от казахов в депутаты Учредительного собрания.Целью съезда было выдвинуть во Всероссийское учредительное собрание самых достойных сынов степей и добиться признания своего права на национальное самоуправление.
Всеказахский съезд начал свою работу строго в назначенный день — 21 июля 1917 года в Оренбурге (фото № 1). На съезд прибыли делегаты Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевской орды Астраханской губернии. Отсутствовали казахские делегаты из Закаспийской, Сыр-Дарьинской и Самаркандской областей.
В программу съезда были включены 14 вопросов, самыми важными из которых были:
форма государственного управления Россией;
автономия казахских областей;
организация народной милиции (национальной армии);
земство;
подготовка к выборам в УС и депутаты от казахских областей;
образование казахской политической партии.
Некоторых из них стоит прокомментировать.
Свержение российского самодержавия вызвало резкий рост центробежных тенденций, стремления к национальному самоопределению. Начался фактически распад империи.К весне 1917 года колониальная империя потеряла Польшу и часть Прибалтики, фронт проходил по территории Лифляндии.
После революции полной независимости потребовали лишь Польша и Финляндия – два подколониальных народа с развитым национальным господствующим классом. Польша к этому времени была оккупирована Германией, и Временное правительство признало право на её государственное отделение, одновременно отказав в самоопределении Финляндии до решения ВУС, предварительно разогнав в июле 1917 года её сейм. Словом, Временное правительство взяло курс на сохранение «великой и неделимой» России, хотя вся его деятельность невольно способствовала децентрализации и сепаратизму не только национальных окраин, но и русских областей.
В стремлении же национальных окраин к автономии тон задавала Украина, примеру которой последовали и тюрко-мусульманские народы России, но очень осторожно.
В газете «Қазақ» от 17 июня 1917 года А. Букейхан совместно с А. Байтурсынулы и М.Дулатом и другими выступил с очередным обращением к гражданам Алаш. В нём сообщалось о том, что с 1 июля текущего года начнется общая перепись населения, скота, площадей посевов и всего народного хозяйства во всей бывшей империи. Авторы воззвание призвали образованных, сознательных граждан всемерно содействовать проведению в родном крае всеобщей переписи.
Очевидно, до революции казахи не доверяли властям. При всеобщей переписи они скрывали своих детей из-за опасения их призыва в армию. Скрывали численность своего скота и имущества, опасаясь, что власти увеличат размер налогов. Скрывали истинную площадь родовых и общинных земель, не без основания полагая, что самые лакомые куски родной земли вместе с источниками пресной воды будут признаны «излишками» и изъяты в пользу переселенцев или для дарения царским вельможам из Петрограда.
В данном воззвании авторы разъяснили, какая может быть польза или вред в случае, если казахи снова будут скрывать количество своих детей, численность скота и т.д.«Нас ждёт Учредительное собрание, — говорилось в этом обращении, — В нём будет принят основной закон государства (конституция). Самым жизненноважным вопросом для казахов, который будет рассмотрен предстоящим Учредительным собранием, является вопрос о земле. Земельная норма для казаха будет определена в зависимости от подлинного количества его скота, то есть казах получит столько земли, сколько будет достаточно для скотоводства. Следовательно, чем меньше у казаха скота, тем меньше ему достанется и собственной земли…
Если при переписи населения будете скрывать количество своих детей как прежде, без основания боясь их призыва в «солдаты», то от этого будет куда больше вреда для самих себя. Поскольку каждый народ в Учредительном собрании будет представлен пропорционально своей подлинной численности. Если казахи уменьшат численность своих мужчин и женщин, то соответственно казахских депутатов будет меньше. Вам хорошо известно, что значит быть в меньшинстве… Такой солидный по численности народ, как наши казахи, попавшийся под иго другого государства, не может вечно скрываться. Нам не следует повторять прежних ошибок, а пора встать на праведный путь и, неотступно следуя за великими событиями, не упустить то благо, что заслужили.
Если мы, казахи, не сделаем это, то повергнем наших потомков в несчастье…».
В следующем обращении, опубликованном в той же газете буквально через неделю, «великая тройка» (фото № 2) лидеров «Алаш» заявляла, что казахам пора избавиться от прежних пороков, таких, как межклановая вражда за власть волостных, грабеж сильными кланами или родами более слабых, воровство (конокрадство), взятничество и многое другое, и воспользоваться истинными плодами свободы, равенства и братства. Когда переселенцы-крестьяне, воспользовавшись предоставленной свободой, с успехом создают свои гражданские комитеты и начинают строить новую жизнь, казахи продолжают вредную всему обществу межклановую вражду, воспринимая свободу как волю для грабежа, воровства. «На казахской земле появится земство, — отмечали Алихан, Ахмети Миржакып в своём обращении к гражданам Алаш, акцентируя внимание на образованной молодёжи, — Предстоят выборы в Учредительное собрание. Организовать наш малообразованный народ, разъяснить и направить его на путь свободы, равенства и братства – это величайший гражданский долг. А молодёжь, сознательные граждане, вы обязаны объехать всю казахскую степь, вести среди народа разъяснительную работу, провести перепись населения!
Русские политические партии имеют достаточные средства, необходимых людей, которые уже направляются для ведения агитационно-пропагандисткой работы среди крестьян. Из Инородческого отдела освободится молодёжь, обслуживавшая мобилизованных джигитов. Видимо, и в этот раз она послужит интересам народа. Очень надеемся, что её ряды пополнят учителя, мугаллимы, оставшиеся в степи.
У нас же нет средств, людей недостаточно. Поэтому будет лучше, если проведём перепись все сообща. В июне вернутся джигиты, мобилизованные на фронт.
Если наш народ не осознает подлинное значение политики свободы, равенства и братства, то останется на задворках истории…».
Как уже известно, в повестке дня апрельского тургайского съезда вопрос об автономии не стоял. В программе же ІІ-го июльского Всеказахского съезда он значился вторым после вопроса о форме государственного строя в России. По первому вопросу съезд принял резолюцию о том, что Учредительное собрание должно объявить Россию«федеративной демократической парламентской республикой», 9 областям и 1 губернии, занимаемыми казахами, а также ряду районов Алтая, которые казахи населяют испокон веков, оно «должно предоставить областную территориально-национальную автономию».
Важным вопросом июльского съезда была подготовка к выборам в Учредительное собрание и составление списка его делегатов от казахских областей. С подготовкой к предстоящим выборам во ВУС был неразрывно связан и вопрос о создании национальной партии, которой позже будет дано название «Алаш». Съезд определил список делегатов от казахов по списку партии «Алаш». Съезд единогласно принял соответствующее постановление о партии. Согласно новому избирательному закону, каждый народ в Учредительном собрании будет иметь пропорциальное своей общей численности представительство. От каждых 200 тысяч человек должен быть избран 1 депутат. По примерному подсчёту Алихана, общая численность казахов в 9 областях и одной губернии к лету 1917 года составляла 5,4 миллиона человек. Следовательно, казахи в Учредительном собрании должны были быть представлены 27 депутатами, к ним должны быть избраны ещё 13-14 кандидатов. Таким образом от казахов должны быть избраны всего 40-41 депутат. В своей заметке «Қазақ депутаттары» («Казахские депутаты»), опубликованной в газете «Қазақ» за три недели до начала съезда, Алихан cообщил о том, что Оргбюро съезда составило общий предварительный список депутатов из 43 человек. В него были включены учёные, юристы, адвокаты, врачи, инженеры, бывшие депутаты Государственной думы І и ІІ созывов, поэты, учителя, известные всей казахской степи своим бескорыстным служением интересам народа. Список возглавил Ахмет Байтурсынулы. Однако, как разъяснял Алихан в своей заметке, каждая область может избрать своим депутатом любого человека независимо от места его рождения или проживания. Например, уроженца Тургайской области Ахмета Байтурсынулы могут избрать своим представителем семипалатинцы, уральцы, семиреченцы или казахи любой другой области. Отмечу, что сам Алихан, по информации оренбургской газеты «Южный Урал», был избран депутатом Учредительного собрания сразу от трех казахских областей – Тургайской, Акмолинской и родной Семипалатинской.
В вышеприведенной статье «Қазақ депутаттары», автор высказал пожелание, чтобы представители областей, после возвращения со съезда, обсудили на местах и определились с кандидатами, которых они хотели бы видеть своим депутатом в ВУС. Или выдвинуть других кандидатов в депутаты, которые по каким-то причинам не попали в список потенциальных депутатов Учредительного собрания и кандидатов к ним, составленный Оргбюро июльского Всеказахского съезда. В этом случае Оргбюро готово представить новых кандидатов и их предвыборную платформу широкой читательской аудитории через газету «Қазақ». Кроме того, отмечал Қыр баласы в своей статье «Қазақ депутаттары», кандидаты сами имеют возможность представить себя и ознакомить со своей платформой в ходе избирательной кампании.
В действительности же список депутатов и кандидатов к ним из 43 лиц, предложенный Оргбюро июльского Всеказахского съезда, пополнился новыми именами уже на самом съезде, среди которых были и русские, как, например, Николай Потанин, Вадим Чайкин и другие. В список депутатов и кандидатов от Акмолинской области попал и Сакен Сейфуллин, а их общая численность выросло до 81 человека.
Признавая острую необходимость создания национальной партии, съезд поручил представителям от казахов во Всероссийском Мусульманском Совете (или ВМС – исполнительный комитет Шура-и-Ислам) выработать программу этой партии, в основе которой должно было быть требование о провозглашении России демократической федеративной парламентской республикой. Проект программы должен быть передан на рассмотрение областных казахских комитетов и утверждён собранием казахских депутатов в ВУС. До выработки программы казахской партии, постановления настоящего съезда будут служить наказом для казахских депутатов Учредительного собрания.
Однако представители казахов в ВМС так и не смогли разработать своевременно программу партии, о чём Ж.Досмухамедулы подробно сообщил в своем письме-заявлении от 15 сентября 1917 года. Вслед за этим письмом в сентябрском номере «Қазақ» появилась заметка «Алаш» партиясы» («Партия «Алаш»), суть которой заключалась в следующем.
В связи с приближением выборов, другие политические партии составили списки своих кандидатов в депутаты ВУС, и уже приступили к избирательной кампании. Пока разрабатывается программа казахской партии, было решено, что постановление июльского всеказахского съезда станет основой её будущей программы. Что касается названия и лозунга партии, то лучшего лозунга, чем боевой клич предков «Алаш», сложно подобрать. Таким образом в название казахской политической партии со всей очевидностью просится «Алаш». Тот, кто поддерживает постановление всеказахского съезда об образовании самостоятельной казахской партии, список кандидатов должен представлять как список партии «Алаш».
В материале «Из мусульманской жизни», опубликованной в одном из январских номеров газеты «Оренбургскій казачій вестникъ» за 1918 год, названию казахской партии «Алаш» было дано весьма любопытное разъяснение. «Киргизы, — отмечалось в этом материале, -дѣлятся на кайсаковъ(казахов. – С.А.) и кара-киргизъ(современные киргизы. – С.А.), но названіе «Алашъ» объединяетъ ихъ въ одну націю (наподобіе нашего «Святая Русь»). Слово это означаетъ ещё воинственный и священный призывъ всѣхъ киргизъ къ защитѣ, замѣняя трубный звукъ».
В заметке «Алаш» партиясы» сообщалось также о другом важном событии, произошедшем 10-15 сентября. Оказалось, что в эти дни в Оренбурге состоялся совместный съезд казaков и крестьян-переселенцев Тургайской области с участием казахских представителей, в ходе которого помимо многих других тем, актуальных на текущий момент, обсуждался и вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты ВУС. На съезде присутствовал Тургайский областной комиссар Алихан Букейхан в качестве почетного гостя, выступив с приветственным словом. Присутствовали также А. Байтурсынулы и М. Дулатулы как члены Тургайской областной гражданской управы.
Однако съезд казаков и крестьян-переселенцев завершился, так и не сумев определиться со списком своих депутатов во ВУС, отложив решение вопроса на 3 октября 1917 года. «Мы, члены партии «Алаш», — говорилось далее в статье без подписи, — заявили, что казахи не станут зря созывать новый съезд; пусть русские работают над своим списком, если хотят. Мы сказали: Если вы намерены составить совместный с казахами единый список, то оренбургские казахи из своей среды уполномочат трех лиц, в сотрудничестве с которыми следует обсудить и согласовать общий список. Таким образом вопрос о кооперации с русскими должен прояснится 3 октября. Объединятся ли русские с нами, покажет время, а если нет, то на выборы пойдем с отдельным списком партии «Алаш». Во всех областях, где казахи с русскими не объединились, агитацию должны вести за список партии «Алаш»…Мы все казахские области телеграммой информировали о том, что наша партия будет называться «Алаш». Независимо от того, объединимся с русскими или нет, лозунгом нашего списка станет «Алаш», решили мы», сообщалось в заключении статьи.
Проект программы партии «Алаш», составленный самим А. Букейханом совместно с группой ближайших соратников в лице А. Байтурсынулы, М. Дулатулы, Е. Омарулы (Умаров) и другими, был предварительно опубликован в газетах «Сарыарқа» и «Қазақ» буквально в дни выборов в ВУС. Согласно проекту: «Россия должна стать демократической, федеративной парламентской республикой с президентской формой правления и всеобщим избирательным правом; законодательная власть должна принадлежать парламенту» (Государственной думе); «автономия казахов… входит в Российскую федерацию наравне с другими народностями; если будут сопутствующие основания казахская автономия может объединиться с другими родственными народами, если нет, то образует самостоятельную автономию»; «должно быть гарантировано равноправие, неприкосновенность личности и свобода слова, печати и союзов»; «религия должна быть отделена от государства»; «все должны быть свободны и равны»; «суд… должен быть сообразно обычаю каждого народа»;«взымание налогов должно происходить в зависимости от богатства и имуществ, состояния вообще… Рабочие должны быть под защитой закона. В отношении прав рабочих партия «Алаш» поддерживает программу социал-демократов (меньшевиков)». В аграрном вопросе партия выступала против продажи земли в собственность, за возвращение казахам изъятых в пользу казны и переселенцев исконных, но ещё незаселённых земель…
Здесь подробнее остановлюсь на некоторых обстоятельствах образования первой казахской партии «Алаш», история которой в советский период интерпретировалась в исключительно негативном ключе. Одним из первых «разоблачителей» буржуазно-националистической сущности партии «Алаш», как ни странно, выступил Садуакас Сейфоллаулы (Сакен Сейфуллин) в своем романе-эссе «Тернистый путь». Позже появилось множество других сочинений, в том числе и литературных, в которых, как сама партия «Алаш», так и её отцы-основатели и активисты имели исключительно негативную характеристику. Всё же в отличие от них, Сакен вполне достоверно описывал, какой популярностью партия «Алаш» пользовалась среди народа. Вот цитата из его романа, где речь шла собственно о партии «Алаш»:
«Согласно решению Оренбургского съезда, руководимого Букейхановым, во всех уголках Казахстана организовалась [партия] Aлаш. В губерниях и уездах открылись её комитеты. Во всех газетах, кроме «Тиршилик», была опубликована её программа. Газеты печатали восторженные статьи, пели хвалебные гимны партии алаш, программа которой складывалась из лоскутьев меньшевистской, эсеровской и кадетской программ…
Все интеллигенты-националисты до небес поднимали Алихана Букейханова, считая его мудрым и законным лидером всей алаш. Они не жалели сил и средств для доказательства своей правоты и готовы были топать ногами на инакомыслящих.
Букейханов прибыл на Сибирский съезд, побывал в Омске и Семипалатинске, выступал с речами. Образованные господа, маститые националисты, торгаши-коммерсанты, учащаяся молодежь – байские сынки, выйдя на дорогу, с почётом встречали Букейханова…»
«Вся казахская, относительно немногочисленная интеллигенция стала под знамя «Алаша», — писал Мустафа Шокай летом 1920 года в своей статье «Советская власть и казахи» (газета «Вольный горец», 21-28.06, 5-12.07.1920 г. Тифлис.), — Только несколько лиц, не принятых в эту партию из-за дореволюционной их деятельности во вред интересам народа, остались за бортом. Всеказахские съезды как областные, так и уездные и волостные, проходили под лозунгом «Алаша».
Динмухамед Адильулы (Адилев), один из алашевцев, в своих показаниях следователю ОГПУ-НКВД от 27 декабря 1928 года, дополняет Сакена и Мустафу одним конкретным эпизодом, когда в противовес партии «Алаш» появилась партия «Үш жүз»:
«…По пути из Томска, где принял участие на съезде сибирских автономистов, остановился в Омске, и в здании бывшего старого областного правления, где раньше работал губернатор, с отчетом выступил Букейханов перед собравшимися 50-60 человек.
Букейханов развивал программу организуемой партии «Алаш». В противовес ему выступил Альджанов [Шаймерден. – С.А.], он в то время учился в медицинской школе. …он безусловно был левее настроен, чем Букейханов. Вообще у него сторонников было мало и он потерпел поражение. Абсолютное большинство присоединилось к Букейханову.
После доклада Букейханов сейчас же приступил к записи в члены партии «алаш». Избрали областной комитет партии «алаш» из 10 человек, из всех членов помню Сеитова Асылбека, Магжана Джумабаева. Полные фамилии и имена членов «алаш» [опубликованы] в оренбургской газете «Казак».
Очевидно, для неприязненного отношения С. Сейфуллина к партии, автономии Алаш и их лидеру имелись личные мотивы. По свидетельству Алимхана Ермекулы (Ермекова), одного из заместителей Алихана Букейхана в его бытность главой Автономии Алаш, основатель и лидер партии «Алаш» близко не подпускал Сакена к партии. Об этом А. Ермекулы заявил С. Муканову, автору пьесы «Сакен Сейфуллин», которая была поставленав 1967 году на сцене нового драматического театра в Караганды в день его торжественного открытия. Примечательно, что организовать встречу с бывшим алашординцем А. Ермекулы С. Муканов попросил известного карагандинского журналиста, писателя Жаика Бектурова, присутствовавшего на открытии театра, который с этой целью пригласил обоих к себе в гости. Поводом же для нелицеприятного разговора между апологетом Советской власти и бывшим алашординцем, состоявшегося уже в гостях у Ж. Бектурова, стал эпизод из пьесы, в котором С. Сейфуллин будто бы обращался к главе Автономии Алаш Алихану Букейхану со словами «Әй, сен, төбет!» («Эй ты, волкодав!»). На вопрос Алимхана: «Как автор, откуда ты взял этот диалог? Ведь у Сакена не хватило бы духа говорить с Алиханом в подобном тоне, он не стоил даже его пылинки. Не доверяя Сакену, Букейхан близко не подпускал его к партии «Алаш». А ты что творишь, издеваясь над историей?», Сабит, весь покраснев и неловко улыбаясь, стал неуверенно оправдываться, глядя то на него, то на Жаика, и словно поперхнувшись собственной ложью: «Не-е-ет, в постановке такого диалога вроде не было».
Также очевидно, что Алихан не допускал Сакена не только в ряды партии «Алаш», но и к деятельности Народного совета (правительства) Алаш Орды и его местных органов. Например, из воспоминаний Калдыбека Рамазанулы, уроженца города Балхаш, следует, что Сакен не раз бывал в гостях у главы и премьер-министра Автономии Алаш после переезда Алаш Орды в город Алаш. По словам аксакала, его отец Рамазан в 1918-1919 годах служил кучером главы Алаш Орда А. Букейхана. Аксакал Калдыбек в своих воспоминаниях, видео-интервью, которое в 2015 году было размещено тележурналистом Болатом Мурсалимом на своей странице в Facebookе, отрывки из которых были опубликованы в газете «Жас қазақ» в январе 2015 года, упомянул о том, что: «доставлял Сакена (Сейфуллина) и других писателей к Алихану Букейхану домой в гости».
К началу выборов в ВУС партия «Алаш» в целом успела сформировать свои областные («губернские» по С.Сейфуллину) и уездные комитеты во всех уголках Казахстана, а также выставить свой партийный список кандидатов в депутаты.
По всей вероятности, лидер Алаш воспринимал Сакена, тогда ещё начинающего поэта, в чём он сам признавался в своей секретной записке И.В. Сталину от 1924 года, как человека творческого, причём не самого талантливого.Судя по всему, Алихан не видел в нём общественного или государственного деятеля, готового посвятить себя бескорыстной, самоотверженной службе интересам нации и страны. Более того, казахский национальный лидер, очевидно, сомневался в твердости политических взглядов Сакена, верности идеям, целям и задачам Алаш. Ярким доказательством тому может послужить его письмо Ахмету Байтурсынулы, отправленное 23 июня 1925 года из Москвы. «В твоём учебнике, предназначенном для взрослых неграмотных, вроде бы приводятся цитаты из слов «не нужных» нам ханов и биев, — писал Алихан с присущим ему сарказмом, — В 19-м приложении к № 30 «Еңбекші қазақ» (букв. «Трудовой казах», ныне «Егемен Қазақстан». — С.А.) Габбас (Тогжанулы или Тогжанов – казахско-советский деятель. — С.А.) написал, что «в книге нет ни единого коммуниста»… Наши казахские «писатели-коммунисты», похоже, недовольны тобой и жалуются на тебя. Ты в своей книге будто бы приводишь имена вплоть до младшего брата Магрифы, но не цитируешь труды этих «писателей». Как оказалось, в подобных русских книгах бесконечно цитируются статьи Ленина. В нашей же казахской литературе таких цитат нет, кроме как у бедного Сакена. Об этом мне сообщил один из коммунистов, явившийся недавно ко мне. Я ему напомнил следующую басню: «Наступила весна, солнце поднялось высоко. Когда всё вокруг оживилось, бог Юпитер спустился на землю в образе обычного быка, чтобы оплодотворить коров. Увидев его, обычный бык решил вместо него стать богом. Тогда ему сказали: «Мечта быка стать Юпитером – это сумашествие, утопия!»
Так вот, если казахские коммунисты пожелают стать Лениным, то скатертью им дорога. Когда я задал вопрос моему тюре (коммунисту): «Те казахские коммунисты, чем-то напоминающие того быка, могут ли стать Лениным?», он сильно расстроился и обиделся».
Очевидно, основатель и лидер «Алаш» в ряды своей партии привлекал только тех, прежде всего молодёжь, кто на деле доказал своё стремление и готовность бескорыстно служить национальным интересам. Например, тех же учителей, студентов, учащихся медресе и мулл, которые осенью 1916 — зимой-весной 1917 годов, по первому же зову лидеров «Алаш» отправились на Западный фронт вслед за казахскими джигитами, мобилизованными на тыловую повинность. Они, неся добровольно службу инструкторами, переводчиками, фельдшерами в Инородческом отделе Земгорсюза под началом А.Н. Букейхана, под немецкими артобстрелами и бомбежками, рискуя жизнью, обеспечивали службу казахских джигитов, заботились о них. После Февральской революции, они успешно организовали демобилизацию своих сородичей с фронта домой. Это были Назир Торекулулы (Тюрякулов), Аспандияр Кенжеулы (Кенжин), Хайретдин Болганбайулы и мн. др. Но Сакена не было ни среди фронтовиков, ни среди той национальной интеллигенции, которая помогала им из родных степей. Зато после образования Автономии Алаш и переезда Алаш Орды в город Алаш (ныне Семей), С. Сейфуллин неоднократно приезжал к председателю Алаш Орды с просьбой принять его на службу и, по всей вероятности, получил отказ. Неудивительно, что с приходом советской власти в Казахстан он стал преданным коммунистом-большевиком.
В целом первыми из казахов в рядах большевиков оказались одиозные личности. Например, вот как М. Шокай характеризовал первых казахских большевиков, называя их «редкой коллекцией из самых не популярных и наиболее скомпрометированных элементов в степи»: «Если Тунгачина [Мухамедияра], бывшего переводчика тургайского губернатора [речь идёт о военном губернаторе Михаиле Эверсмане, которого после Февральской революции сменил гражданский комиссар Временного правительства Алихан Букейхан. – С.А.], казахи обвиняли в близости к оренбургской охранке и на этом основании его не приняли ни в одну из своих организаций революционного периода, а Джангельдину казахская масса не может верить из-за шаткости его религиозных убеждений (казах по происхождеию и, следовательно, мусульманин по религии, Джангельдин становится, по переходе в православие, христианским миссионером среди казахов своего же рода; потом, начиная с 1916 года, он неожиданно обнаруживает воинствующий казахский шовинизм (см. газету «Новый Туркестан»), то вся сознательная жизнь Каратаева [Бахитжана, юриста, основателя и лидера Уральской группы ККДП, депутат ІІ Государственной думы. – С.А.] сплетена из сплошных обманов казахов в своих личных корыстных целях. Кто не знает в степи Бахитжана Каратаева, который в своих «докладных записках» на имя российских премьеров восхвалял преступную в отношении казахского народа переселенческую политику царского правительства и в качестве панацеи от всех бед неустройств казахской жизни рекомендовал назначение в казахские области крестьянских начальников исключительно из потомков казахских ханов. При этом он подписывался: «потомок Абул-Хаир-хана, приведшего казахский народ в верноподданство великих русских императоров – Б.К.»
Х. Досмухаммедулы в своих показаниях следователю ОГПУ-НКВД от 14.09.1930 года добавил последний штрих к портрету Б. Каратайулы как одного из первых казахских коммунистов-большевиков: «Если находятся люди, которые говорят, что они были большевиками, и то это равносильно заявлению Бахитжана Каратаева (Каратайулы), последовательно бывшего монархистом, антифедералистом[,] федералистом и коммунистом в 1920-1924 гг., заявившем потом: «Я был коммунистом до Ленина».
Был ещё один из первых казахов-большевиков, политические взгляды которого, как и у Б. Каратайулы, легко менялись в зависимости от текущей политической ситуации. Вот что о нём писал М. Шокай: «Организатором и лидером «Казахских левых социалистов-революционеров» (партия «Үш жүз». – С.А.) стал бывший переводчик мирового судьи, уволенный со службы за взятничество Кольбай Тогусов… Тогусов давно известен в степи, как «казахский Хлестаков» (см. казахскую газету «Қазақ», №№ 91, 97 и 99). В начале мартовской революции он выдавал себя за «друга» Милюкова, к которому он, Тогусов, «во время своих поездок в Петербург ходил запросто, по приятельски, пить кофе». Потом, после ухода Милюкова из состава [Временного] правительства, Тогусов становится «закадычным приятелем Керенского»; а октябрский переворот перебросил его в объятия Ленина, с которым Тогусов «давно находился в дружеской переписке» (!?).