В многолетней дискуссии о возможности появления лоукостеров в Казахстане поставлена точка. 7 ноября на пресс-конференции в Алматы Air Astana анонсировала создание бюджетной авиакомпании
FlyArystan будет работать по лоукост-модели по примеру международных лоукостеров Easyjet, Indigo, Cebu Pacific, Air Asia, — рассказал журналистам Питер Фостер, президент Air Astana. Авиапарк будет состоять из четырех «почти новых» самолетов Airbus A320 на 180 мест эконом-класса, которые выделит Air Astana.
Cтоимость билетов будет вдвое ниже действующих тарифов национального авиаперевозчика. К примеру, сейчас, чтобы слетать на ближайшие выходные из Актобе в Алматы и обратно, придется заплатить за билет порядка 100 тыс. тенге, из Шымкента – около 80 тыс. тенге, из Караганды – около 70 тыс. Поездка поездом в купе или вагоне люкс по такому же маршруту будет стоить от 13 тыс. тенге до 20 тыс. тенге в один конец. Предполагается, что снижение тарифов приблизит авиационные билеты по стоимости к железнодорожным. Летать будут те, кто до этого предпочитал поезд.
— Проект FlyArystan не касается людей, которые останавливаются в таких гостинцах – пояснил Питер Фостер, имея в виду четырехзвездочный отель Ramada, где проходила пресс-конференция. – Он — для сотрудников таких гостиниц. Это авиакомпания для широких масс населения Казахстана. Мы хотим завоевать новый сегмент рынка авиаперевозок в Казахстане. Это то население, которое никогда не летало самолетом.
Во всем мире лоукостеры стараются использовать удаленные аэропорты, находящиеся на расстоянии до 80 км от пункта назначения. В Казахстане таких альтернативных аэропортов просто нет. Представители Air Astana сказали, что будут максимально увеличивать число маршрутов, чтобы самолеты не простаивали на земле. Возможно, сделают прямые региональные маршруты, минуя стыковочные рейсы через Астану или Алматы. В авиакомпании дали понять, что рассчитывают на поддержку местных властей – все-таки инициатива создания лоукостера принадлежит главе государства.
— Мы увеличим пассажиропоток региональных аэропортов. По примеру лоукостеров из других стран, мы дадим возможность региональным аэропортам получить какое-то развитие. Это неплохо для регионов, для акиматов. Надеемся, что они поддержат нас в этой инициативе, — сказал Берик Абдурахманов, директор по наземному облуживанию FlyArystan.
В Казахстане есть примеры работы бюджетных авиакомпаний, но настоящий лоукостер запускается впервые. Чтобы FlyArystan действительно взлетел, к весне будут инициированы изменения в законодательство. Зарабатывать авиакомпания будет на продаже мест багажа и еды на борту. Бесплатно будет разрешать проносить только 5 кг ручной клади. Необходимо прописать нормы, позволяющие взымать дополнительную плату за багаж.
— Авиакомпания не начинает летать прямо сейчас. Начало выполнения рейсов запланировано на май-июнь 2019 года, и мы очень надеемся, что к этому времени необходимы изменения в законодательство будут приняты. Мы ведем работу с нашим профильным министерством, с рабочей группой, которая рассматривает авиационное законодательство, с депутатами мажилиса. Мы хотели бы обратить внимание, что эти изменения приведут законодательство Казахстана в соответствии с международными стандартами, — сказал Питер Фостер.
Во всем мире жесткие правила лоукостеров регулярно приводят к громким конфликтам с пассажирами. С другой стороны, как прокомментировал Питер Фостер, «если я лечу на свадьбу с одной сумкой, почему должен платить за человека, который везет стиральную машину?».
Он сообщил, что FlyArystan не будет привлекать инвестиции от акционеров, государственные субсидии или какую-либо внешнюю финансовую поддержку. Это будет 100% подразделение Air Astana. Затраты на создание авиакомпании и гипотетическая прибыль остались тайной, как «конфиденциальная информация».
Источник: forbes.kz