Результаты исследования «Право будущих поколений», полученные специалистами Школы права и государственного управления Университета Нархоз в мае 2020 г., показали, что выпускники 10-11 классов школ Казахстана достаточно хорошо осведомлены о своих правах и обязанностях, но отмечают, что далеко не всегда современная правовая система и ее исполнение основаны на принципах справедливости и равенства перед законом.
Исследование было основано на анализе более, чем 150 эссе по правовой тематике, присланных в рамках заявки на участие в Олимпиаде по праву. Весь массив данных был разделен на четыре направления — понимание теоретических концептов (таких, как «закон», «право», «справедливость»), знание нормативно-правовых документов, упоминание отдельных исторических личностей в качестве олицетворения справедливости, и разбор упоминаемых событий из жизни Казахстана, пишет zakon.kz
Среди основных результатов, сформированных в тезисы, можно выделить:
1) Школьники считают право основой общества, но при условии, что законы соблюдаются как обществом, так и государством. Все должны быть равны перед законом
2) Реализация принципа справедливости требует большей гибкости в судах
3) Ученики осознают свои обязанности как граждан и готовы участвовать в важных для страны процессах, как минимум, на уровне референдума.
4) Коррупция, прежде всего со стороны государственных чиновников и правоохранительных органов является для них главным раздражителем и фактором недоверия к государству
5) Выбирая эталон справедливости, школьники обращаются к традиционному воплощению справедливости, которым служат бии — Толе Би, Айтеке Би и Казыбек Би — и системе традиционного права казахского народа
6) Считают, что в школе нужно уделять больше вниманию образованию в сфере права