Новые факты о жизни, деятельности и могиле Абылай хана казахскоязычной газете «Айкын» рассказал известный археолог Мухтар Кожа, передаёт 365info.kz
– Пока рано говорить, что мы полностью сформировали фонд основных сведений об Абылае. В источниках реальные исторические события освещаются с разных точек зрения — записи правителей говорят об одном, но люди, освещавшие их, пишут в соответствии со взглядами и менталитетом народа того времени. Только разъединив и сравнив эти сведения, проверив их подлинность, мы можем приблизиться к истине. Это работа, требующая знаний, творческого поиска и кропотливого труда.
Где Абылай выучил китайский язык?
Например, на вопрос, сколько языков знал Абылай хан, в разных источниках даются разные ответы.
Так, капитан И. Брехов, посетивший Ханскую Орду, пишет:
«Сам Абылай мог писать и говорить на китайском».
Есть сведения, что он знал и другие восточные языки:
«Абылай и Юлбарс салтаны, толкуя письмо на калмыцком и персидском разговоре, киргизцам сказывали».
Который из них соответствует истине? Мы хорошо знаем, что Абылай, побывавший в плену у джунгар, хорошо изучил ойратский язык.
А вот где он овладел китайским? Чтобы найти ответ на такие вопросы, нужно вновь переворошить все исторические факты и сведения.
Исследование могилы хана
После обретения суверенитета мы впервые получили возможность провести специальные научные изыскания для определения места захоронения Абылай хана. В начале ХХ века мы, как специалисты в области археологии, антропологии и истории (2 антрополога и 1 археолог), приступили к работе.
В течение нескольких лет, проведя археологические и историко-антропологические исследования, мы определили точное место захоронения Абылай хана, провели работу по идентификации найденного там скелета с исторической личностью. В 1999 году под авторством нас троих — Оразака Смагулулы, А. Оразаккызы и моим — была опубликована книга под названием «Абылай хан. Историко-антропологическое исследование».
Несмотря на то что антропологические исследования касательно Абылай хана были завершены, а итоги были опубликованы в монографии 1999 года, мы до настоящего времени продолжали сбор, обобщение и анализ новых, раннее не использованных сведений исследователей.
Записки европейских путешественников
К разряду надежных проверенных сведений мы относим письменные записи путешественников и исследователей, побывавших на постоялом дворе при мавзолее Хаджи Ахмеда Ясави. В результате исследования определены новые сведения о месте захоронения Абылай хана.
Один из таких очень ранних источников –
книга А. Гейнса, побывавшего в 1866 году в Туркестане и описавшего постоялый двор Хаджи Ахмеда Ясави.
Вот что написал Гейнс:
«Мечеть Азрета заключает в себе еще длинные темные коридоры, в которых похоронены великие люди. Так, нам показали могилу Абылая хана Средней орды, сделанную, кажется, из мрамора. …Г-й сказал, что он хорошо знаком со внуком Абылая Велихановым и просил муллу от имени последнего помолиться о даровании Абылаю счастья на том свете. Муллы согласились, стали на колени, бормотали что-то, к счастью, недолго и кланялись в землю, что в темноте, при белых тюрбанах мулл, было, впрочем, очень красиво. Недалеко от Абылая похоронена другая историческая личность, хан Большой Орды Юль-Барс».
Из этих сведений становится ясно: во-первых,
смотрители мавзолея хорошо знали, где находится могила Абылай хана,
во-вторых, что его местонахождение внутри постоялого двора соответствует коридору «Абылай хана», где установлен надгробный камень Суиниш хану.
А теперь обратим внимание на записи консула США в России Ю. Скайлера, посетившего Туркестан в 1873 году и описавшего постоялый двор Ходжи Ахмеда Ясави. В его книге под названием «Turkistan. Notes of journey in Russian Turkistan, Khokand, Bukhara and Kuldja» упоминается и могила «знаменитого Абылай хана»:
«По правой и левой сторонам — пространства, заполненные могилами различных киргизских султанов Средней и Младшей орды, среди них знаменитый Абылай хан».
Эти сведения повторяются и во второй части книги под названием «Henry H. Howorth. History of the Mongols», опубликованного в Лондоне в 1880 году.
В этих сведениях говорится, что
могила хана находится внутри мавзолея Хаджи Ахмеда Ясави
В этой книге, посвященной истории монголов, о казахских ханах средневековья и нового времени — Абулхаире и Абылай хане, использованы сведения, накопленные и обобщенные в сфере востоковедения того времени. Достаточно и других сведений.
Все новые сведения, найденные в ходе последних исследований, мы привели в книге об Абылай хане. Монографическое исследование подготовлено на казахском и русском языках».