Собранные факты свидетельствуют о нескольких глобальных проблемах, годами остающихся неразрешенными. Во-первых, в стране действительно много бедных, а существующая структура помощи лишь провоцирует иждивенческие настроения, практически не давая инструментов для самостоятельного заработка. Проще говоря, государство сует малообеспеченным жалкую рыбешку, но все попытки вручить удочку расшибаются о некомпетентность, равнодушие и коррупцию
Во-вторых, хотя суммы выплат едва спасают от голодной смерти, для некоторых категорий граждан они становятся серьезным подспорьем семейному бюджету. Вокруг начислений разгораются мошеннические и коррупционные страсти, что обесценивает саму идею помощи. Многие не задействованные в системе казахстанцы открыто называют отдельные группы получателей выплат иждивенцами и попрошайками, а распределяющих средства чиновников – коррупционерами и бюрократами.
В-третьих, запутанная, негибкая структура помощи затрудняет ее получение для по-настоящему нуждающихся. Градации выплат таковы, что люди с минимальным, но не попадающим под статью закона доходом, остаются ни с чем.
АСП: реальная помощь или ворота для коррупции?
Мы встречаем положение об АСП в законе «О государственной адресной социальной помощи» от 17 июля 2001 года. «Право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности», говорится в документе. И далее: «размер черты бедности определяется центральным исполнительным органом на основе величины прожиточного минимума в среднем на душу населения в процентном выражении в зависимости от экономических возможностей государства».
Суть законодательства фактически неизменна, однако меняются экономические условия. В частности, в декабре 2019 года министерство труда и соцзащиты населения заявило о том, что количество получателей АСП резко сократилось. На декабрь число зарегистрированных получателей составило 1 млн 650 тыс человек, ранее таких насчитывалось 2 млн 100 тыс.
В 2021 году было объявлено, что на АСП могут претендовать те, чей месячный среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже 70% от прожиточного минимума, т.е. 24 011 тенге. Прожиточный минимум с 1 января оставил 34 302 тенге.
Среднедушевой доход рассчитывается путем деления совокупного дохода семьи, полученного в квартале, предшествовавшем кварталу обращения за назначением АСП, на число членов семьи и на три месяца. Каждые три месяца информация перепроверяется, решение, выдавать АСП или нет, принимается заново.
Весь 2019 год в стране гремели скандалы, свидетельствующие о том, что структура помощи слишком громоздка, малопонятна для населения, а для мошенников всех мастей служит источником навара.
В августе профильное ведомство обвинило 21 тысячу семей в сокрытии доходов для получения АСП. «Согласно данным информационной системы «Е-Халық», порядка 21 тыс семей скрыли свои реальные доходы, чтобы неправомерно получить АСП, которая предоставляется лишь малообеспеченным и нуждающимся семьям с низким уровнем дохода», — заявили в министерстве труда и социальной защиты. На тот момент адресной соцпомощью было охвачено 1,8 млн казахстанцев.
«Наибольшее количество получателей пособия проживает в Туркестанской области – 498,7 тыс человек, Алматинской – 225,4 тыс человек, в Шымкенте – 216,3 тыс человек. Порядка 42% получателей пособия – городские жители, 58% – сельчане. На 1 августа АСП выплачено на сумму 103 млрд тенге. Средний размер выплаты на одну семью составил 86 тыс тенге в месяц», — таковы данные министерства.
Особенно активно против различных нарушений протестовали многодетные матери. Десятки женщин приходили к акиматам, департаментам соцзащиты и даже к парламенту в Нур-Султане, Шымкенте, Уральске и других городах. Протестующие матери жаловались на непомерное количество документов, требующихся для получения АСП. Звучали жалобы на то, что чиновники на местах прилагают все усилия, дабы не назначить семье пособие.
В том же 2019 году в Шымкенте были задержаны сотрудники городского центра занятости, получившие взятки от многодетных матерей за то, чтобы ускорить начисление адресной социальной помощи. В прессе замелькали истории о разводах «на почве АСП». Без сомнения, настолько сильный ажиотаж вокруг пособия говорит о том, что суммы для многих казахстанских семей отнюдь не мизерные.
Дети в огне
Самым страшным событием 2019 года, напрямую связанным с адресной социальной помощью, была гибель в пожаре пяти девочек. В феврале на улице Шынгыстау Сарыаркинского района столицы сгорел частный дом – вместе с детьми, старшей из которых было 12 лет, а младшей девять месяцев. Родители детей, как принято считать, в этот момент были на работе.
Трагедия всколыхнула волну протестов по всей стране. Жители, особенно многодетные матери, требовали повышения размеров денежных выплат, а также отставки правительства. По мнению многих протестующих, гибели девочек можно было бы избежать, если бы необходимость работать в ночную смену не заставляла родителей оставлять их без присмотра. Как считают политологи, показательная отставка кабинета министров, последовавшая через несколько недель, была призвана успокоить народ.
Однако кадровые перестановки не сняли остроту социальных проблем. В правительстве заявили о выявлении двух тысяч фактов мошенничества с адресной социальной помощью в регионах. «К сожалению, когда в стране что-то хорошее принимается, тут же появляются люди, которые хотят на этом заработать. Тоже получить выплаты, хорошие выплаты, 105 тысяч тенге на семью. Поэтому на разные меры идут, фиктивные разводы, скрывают доходы. Поэтому при министерстве труда и соцзащиты мы создали несколько групп, которые ездят по регионам. Первая проверка прошла. Дальше материалы будут передаваться правоохранительным органам. Выявлено около двух тысяч фактов нарушения закона. Некоторые виновники вернули деньги добровольно. У остальных суммы взыскивают в судебном порядке. Таким образом, усиливается ответственность за неэффективное использование бюджетных денег», — заявила тогдашний заместитель премьер-министра Гульшара Абдыкаликова.
К концу года правительство выявило около 70 тысяч семей, занижавших свои реальные доходы ради получения АСП. Приводились факты, когда помощь месяцами получали владельцы коттеджей, имеющие миллионные доходы.
Наступил 2020 год, но ничего не изменилось
По официальным данным, в 2020 году на социальную поддержку малообеспеченных и многодетных семей было выделено 326,9 млрд тенге, основная часть из республиканского бюджета – 279,9 млрд тенге. При этом отмечалось, что в 2019 году на выплату АСП выделялось 244,2 млрд тенге.
В начале года сообщалось, что помощь назначена 99,2 тысячи семей, из которых 41,1% – многодетные. В целом на АСП рассчитывали 510,2 тысячи человек, 330,8 тысяч из которых дети.
Напомним, что одним из важных требований при назначении АСП является занятость работоспособных членов семьи. Кроме того, с 1 января 2020 года в Казахстане ввели новый вид социальной помощи – единое пособие для многодетных семей вне зависимости от уровня дохода. Выплата госпособия полагается семьям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения в возрасте до 23 лет.
Эти выплаты назначаются вне зависимости от доходов семьи в дифференцированных размерах: с четырьмя детьми – 42 496 тенге; с пятью детьми – 53 127 тенге; с шестью детьми – 63 757 тенге; с семью и более детьми – 74 388 тенге. Помимо сказанного, детям из малообеспеченных семей, получающих АСП, предоставляется гарантированный социальный пакет.
Тем не менее, новшества не устроили получателей пособия, и вновь в роли застрельщиков протеста выступили многодетные матери. Например, в январе группа женщин протестовала в здании министерства труда и социальной защиты против корректировки механизма предоставления АСП. По словам протестующих, их пособие снизилось.
«С апреля по декабрь правительство выдавало 131 тысячу тенге на пятерых детей. Вчера я посчитала размер пособия за текущий год. Мне сказали, что на ребенка будет выдаваться по девять тысяч тенге. Это всего 45 тысяч тенге в месяц», — рассказала, в частности, многодетная мать Баян Косколова. Она и другие женщины требовали платить многодетным по 21 тысяче тенге на ребенка вне зависимости от количества детей.
«Пять детей или семь, пусть на каждого дают по 21 тысячи тенге. С начала этого года на ребенка выдают по 10 с половиной тысяч тенге. Получается, что вместо 141 тысячи, которые я приносила своим семерым детям, мне будут платить только 63 тысячи. Я живу на съемной квартире, 35 тысяч тенге плачу за аренду квартиры, даже на продукты не хватает», — пояснила другая протестующая.
Отметим, что выступления матерей повторялись неоднократно, а эксперты заявили о том, что, как минимум, черта бедности должна быть повышена до 50-70 тысяч тенге. Объединения многодетных матерей сообщали о подводных камнях в деле начисления помощи: о невозможности собрать нужные справки, о путанице при подсчете доходов, а главное о том, что в случае ошибочного начисления чиновники не несут никакой ответственности.
Официальная статистика утверждает, что в прошлом году АСП получили более 936 тыс человек из 184,7 тыс семей. Также по итогам 2020 года 218,2 тыс детей из числа получателей АСП в возрасте от 1 года до 6 лет получили ГСП в виде наборов продуктов и бытовой химии. Около 614,3 тыс казахстанцев из 119,7 тыс семей назначение адресной социальной помощи во втором, третьем и четвертом квартале было автоматически продлено, без обращения в госинстанции.
Такая мера связана, как не трудно догадаться, с режимом ЧП и последующим карантином. В прошлом году коронавирус едва не обрушил и без того слишком хрупкую систему социальной помощи в Казахстане.
Эти жуткие 42 500
Картина перманентного скандала вокруг социальных выплат была бы неполной без рассмотрения ситуации, сложившейся вокруг пресловутых 42 500 тенге.
В марте 2020 года президент Токаев подписал нормативный акт «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности» на период чрезвычайного положения, объявленного в связи с пандемией коронавируса. Президент заявил, что все граждане, оставшиеся без дохода во время ЧП, будут получать социальные выплаты в размере минимальной заработной платы – 42 500 тенге. В эту категорию, в том числе, вошли и самозанятые граждане.
Заявки на получение выплаты можно было оформить на сайте eGov.kz, через портал 42500.enbek.kz или с помощью Telegram-бота. Но для самозанятых обязательным условием для одобрения заявки стала оплата так называемого ЕСП.
Сказать, что стремление граждан получить минимальную зарплату разверзло социальные бездны, значит не сказать ничего. Некоторые вообще впервые услышали о ЕСП – едином совокупном платеже, включающем в себя четыре платежа: индивидуальный подоходный налог (ИПН); обязательные пенсионные взносы (ОПВ); взносы в Фонд социального медицинского страхования (ОСМС); отчисления в Государственный фонд социального страхования. Некоторые не имели 20-значного банковского счета (IBAN), в банках и отделениях Казпочты немедленно возникли гигантские очереди – и это в разгар эпидемии.
Многие столкнулись с тем, что оплата ЕСП вовсе не гарантирует получения 42 500. Госорганы оказались завалены претензиями, которые поступали практически до зимы. Уже в апреле выяснилось, что из почти 5 млн заявок, поданных на получение социальной выплаты, отклонено порядка 1,5 млн. Цифры, по мнению аналитиков, весьма четко характеризуют и настрой казахстанцев, и уровень их материального положения.
В апреле же президент Токаев распорядился максимально упростить электронные процедуры выдачи пособия, это, впрочем, не слишком уменьшило очереди. То есть правительство, затевая массовую акцию, желая разом убить двух зайцев – выдать помощь и вывести самозанятых из тени – не позаботилось заранее создать работающие механизмы.
В целом весна и начало лета прошли под знаком предсказуемых скандалов. И вновь впереди всех выступили многодетные матери. Например, в Шымкенте те из них, кто не получил 42 500, пытались прорваться в здание партии Nur Otan. Женщины также претендовали на получение 50 000 тенге от фонда Birgemiz, основанного по инициативе первого президента Нурсултана Назарбаева.
Сразу же встал вопрос о том, что при подаче заявки многие, мягко говоря, преувеличили свое бедственное положение. В министерстве труда и социальной защиты предупредили: все заявления на получение выплаты перепроверят после окончания режима ЧП. Незаконно полученные средства придется вернуть. Требование вызвало новый шквал недовольства. Дескать, отвечать должны те, кто незаконно выдал деньги, а не те, кто их незаконно получил.
Министр труда и соцзащиты Биржан Нурымбетов попытался объяснить, почему ведомство не могло проверить заявления при рассмотрении.
«В первоначальном варианте правил, мы требовали от работодателя приложить к заявлению копию приказа об отпуске своих работников без сохранения зарплаты и другие документы, подтверждающие, что он не может им платить зарплату в силу отсутствия средств. На второй же день работодатели, работники, общественность, представители палаты предпринимателей, акимы сказали, что это слишком бюрократично и работодателям тяжело будет в egov прикреплять сканированные эти документы. Мы сразу же отреагировали и убрали эти требования, оставив только заявление, в котором заявитель подтверждает, что потерял доходы именно в связи с ЧП и несет ответственность за достоверность представленных сведений. То есть перешли на уведомительный принцип», — сообщил Нурымбетов.
Словом, несчастные 42 500 можно внести в учебники в качестве примера того, как не надо выдавать массовую помощь достаточно неграмотному в финансовом плане населению. Тем не менее, в сентябре появились сводные данные: свыше 2 млн 406 тыс казахстанцев получили выплату по потере дохода в период карантина. Из них 2 млн 400 тыс человек получили доплату в размере 0,5 МЗП – 21 250 тыс тенге в связи с продлением карантина в августе.
Подводя итоги, нужно сказать, что количество конфликтов, сопровождающих любые движения государства в сфере социальной политики, сигнализируют о программных сбоях. Система явно нуждается в тщательном анализе и пересмотре.
Источник: turanpress.kz