– Серик Чингисович, на совместном заседании палат Парламента Глава государства отметил, что для полноценного внедрения обязательного социального медицинского страхования необходимо внимательно оценить все риски. Какими Вы видите пути решения по включению самозанятых в экономику страны и, соответственно, в систему медстрахования?
– Система медстрахования в Казахстане была разработана по поручению Главы государства. Закон был принят два года назад, прошло достаточно времени, чтобы взвесить все «за» и «против». При неоднократном его обсуждении в Парламенте депутаты поднимали вопрос о рисках участия самозанятых в системе медстрахования. Но тогда это не было услышано на должном уровне.
Сейчас Правительство прорабатывает все возможные риски, связанные как с внедрением, так и с отсрочкой медстрахования. Обращаю внимание на ряд моментов. С 1 июля начали поступать взносы в Фонд медицинского страхования. И мы знаем, что за несколько миллионов граждан, зарегистрированных в системе ГЦВП как наемные работники, за которых отчисляются пенсионные взносы, в фонд деньги не поступили. Это значит, что определенная категория работодателей выбрала выжидательную позицию. При отсрочке внедрения медстрахования эти граждане и вовсе перестанут платить. К ним присоединятся те, которые уже начали оплачивать. Возникает коллизия, когда часть населения, которая уже заплатила за медстрахование, будет возмущаться: «Почему я заплатил, а кто-то нет? Верните мне деньги». И они будут вправе задавать эти вопросы.
На заседании «круглого стола» по обсуждению вопросов ОСМС я предложил Министерству здравоохранения не производить отсрочку внедрения медстрахования, но на переходный период, к примеру, до 2020 года, оставить в полном объеме ГОБМП для всего населения, в том числе для самозанятых. Таким образом, у Минздрава будет буферная зона покрытия, которая позволит осуществить безболезненное вхождение в систему ОСМС, в том числе для групп риска. На приемах врачи должны предупреждать пациентов: «Сегодня мы вам оказываем помощь, но если вы не будете застрахованы, то после 2020 года определенный объем медицинской помощи вам предоставляться не будет». Так снижается риск потерять этих людей на стадии, когда их можно вылечить планово, с меньшими финансовыми затратами. Мы не обманываем население, не вносим путаницу с взносами и отчислениями.
Не надо исключать и тот факт, что Министерство здравоохранения провело огромную информационную работу по всему Казахстану, и, в принципе, основная часть населения уже готова к медстрахованию. Уверен, что при отсрочке внедрения по истечении двух лет найдутся новые противники реформы, и у них найдутся аргументы, чтобы еще раз ее отложить.
Как говорит народная пословица, нельзя научиться плавать, если не зайти в воду. Поэтому новшество надо внедрять, но минимизировать риски. Разобраться в первую очередь с информационными системами, интегрировать все информационные базы в единую. Добиться, чтобы эта база была доступна в полном объеме всем медицинским организациям страны, вплоть до сельской больницы.
И самое важное – убедить самозанятых выйти на легальный уровень регистрации. Сейчас Министерство труда и социальной защиты населения пытается регистрировать их как безработных. Но есть большая часть населения, которая за 25 лет независимости не обращалась к государству и не собирается этого делать. Есть созданные по поручению Президента хорошие программы помощи для тех, кто хочет открыть свой бизнес, по переобучению и освоению новых профессий. Но если граждане не обратились за помощью, значит они в ней не нуждаются. Но и регистрироваться не хотят. Поэтому необходимо убедить их, показать, какие плюсы есть в официальном статусе, за исключением минуса – в том, что они боятся показать свои доходы. Возможно, понадобятся изменения в Налоговом кодексе РК, которые сейчас рассматриваются, для представителей той категории, которые считаются продуктивно самозанятыми.
Деньги-то в государстве выделяются немаленькие для трудоустройства самозанятых. Нужна помощь – хорошо, не нужна – имейте в виду, когда вы обратитесь в здравоохранение, может быть вот так. Плюс к этому ты не платишь никаких налогов, но тебе в Конституции гарантировано – твои дети в школе учатся бесплатно, «скорая» к тебе приезжает без денег. Глава государства про эту категорию правильно сказал: когда они работают на себя, они хотят жить при капитализме, когда им что-то нужно – они хотят жить при социализме.
Но мы не должны исключать, что среди самозанятых есть и толика маргинального населения, есть граждане, намеренно скрывающие свои доходы. Двух лет, может, даже одного года хватит, чтобы понять, кто нуждается в помощи государства, кого необходимо зарегистрировать по упрощенной схеме и убедить в том, что 1 400 тенге в месяц – это не такая большая сумма по сравнению с теми медицинскими услугами, которые он будет получать.
– В целом система здравоохранения испытывает дефицит финансирования, и с каждым годом разрыв между потребностью в медпомощи и возможностями бюджета увеличивается. Сможет ли внедрение ОСМС повлиять на эту ситуацию, на качество медицинских услуг в Казахстане?
– Надо сказать, что медицину финансировали всегда недостаточно. По большому счету, здравоохранение из последних сил оказывает очень хорошую медицинскую помощь. При этом реальный дефицит в здравоохранении, по данным профильного ведомства, составляет 540 миллиардов тенге. И по самым скромным подсчетам, именно такая сумма еще крутится в медорганизациях в качестве «серой неучтенки» или неформальных платежей. То есть граждане в любом случае платят, иногда больше из собственных карманов. Мы знаем, что даже в амбулаторном обеспечении лекарственными средствами на местном уровне учтены не все категории граждан, которым должны предоставляться лекарства бесплатно.
Новые методы лечения требуют другого уровня лекарств, подготовки кадров, медоборудования. Многие ключевые показатели, например материнской, младенческой смертности, пятилетней выживаемости в онкологии, могли быть достигнуты раньше. Эта нехватка финансирования всегда компенсировалась за счет здоровья, эмоций и профессионализма врачей. Несмотря на то что их заработная плата сегодня не мотивирует к качественной работе.
Мы не должны также забывать о развитии сельской медицины. Оснащенность сельских медицинских пунктов, врачебных амбулаторий, думаю, на уровне 60%. Не говоря уже о центральных районных больницах, в которых стоят давно устаревшие рентгеноаппараты, аппараты искусственного дыхания, кардиомониторы и прочее. Это все нужно обновлять. Аппаратура устаревает и морально, и физически. И это большие проблемы.
Мы сегодня не можем себе позволить в каждом районе лапароскопические операции. Почему? Врачи есть, но нет финансовой возможности, материально-технической базы. К примеру, в Федоровском районе Костанайской области лапароскопические операции начали делать более 15 лет назад. Года четыре назад в той же области, в самом отдаленном Джангельдинском районе, поставили оборудование и стали выполнять такие хирургические вмешательства. Талантливые врачи у нас есть везде, но этого мало, нужны реальные вливания в отрасль. А если посчитать потребность в целом по Казахстану, расходы на медицину значительно увеличиваются. У нас используются протоколы лечения в рамках тех средств, которые можем позволить, хотя можно использовать в лечении и западные протоколы, но тогда и стоимость медуслуг вырастет в десятки и сотни раз.
Сейчас используются лекарственные препараты, которые дешевле, имеют побочные эффекты, и срок лечения ими более длительный. Хотя есть лекарства, которые в разы дороже, но и эффективность их в разы выше. Особенно это заметно на примере тяжелых заболеваний. Но если в сферу здравоохранения поступят дополнительные деньги от медстрахования, это будет совершенно другой уровень качества медицинского обслуживания. Не сразу, но постепенно.
Когда средства в здравоохранение поступают обезличенно, от налогоплательщика – это одно. Другое дело, если человек будет обращаться за помощью, имея страховые отчисления, спрос с врачей будет совершенно другой. То есть снимается некая вуаль, которая сейчас закрывает взаимоотношения пациента и врача. Думаю, что в горизонте пяти лет в сфере здравоохранения страны произойдут значительные сдвиги, но при условии, если медицина получит дополнительное финансирование. И поступить эти средства должны уже сегодня, чтобы планировать расходы заранее.
– Таким образом, если вернуться к вопросу отсрочки ОСМС, то какую позицию Вы бы отстаивали?
– Безусловно, при непосредственной реализации реформы могут возникать вопросы. Поэтому еще раз говорю: чем раньше система медстрахования начнет работать, тем скорее будут выявлены скрытые риски, о которых пока неизвестно. И тем раньше мы приступим к их ликвидации.
И наш опыт, и опыт других стран показывает, что медстрахование необходимо. Есть страны, которые уже в течение 50 лет системно работают со своими страховыми системами. Во-первых, не нужно бояться ошибок. Нужно бояться их не увидеть, не учесть, не исправить. Поэтому отсрочка введения ОСМС не решает проблемы, а отодвигает их. Во-вторых, она психологически и идеологически может негативно сказаться на самой идее медстрахования. И в-третьих, некоторые группы людей, которым все не нравится, могут праздновать победу в том, что «мы раскритиковали, и все упало». Критиковать можно все что угодно, любую систему. И страховую, и соцпомощь, и образование. Но проблемы нужно решать сообща, выбирая оптимальные пути решения, затрачивая ресурсы и время. Строить прогнозы, не работая в этой системе, что «это может так получиться, а может этак», на мой взгляд, крайне непродуктивно.
Глава государства абсолютно правильно сказал, что торопиться не надо. Но он и не сказал, что надо остановить реформу.