На место дислокации провального инвестпроекта аким области поедет с полицией и прокуратурой
Ровно 5 лет назад ТОО «Маслозавод Костаная» принимало у себя в свежеоткрытом цехе прежнего акима области Нуралы Садуакасова. Ему демонстрировали молдавское оборудование, произведенную продукцию с говорящей торговой маркой «Лепота». Ну и как водится, инициатор проекта Виктор ФЕДИН делился планами. Они простирались далеко — в сторону экспорта. Состояние сегодня — реализация проекта окончательно прекращена. А простаивает завод уже давно.
И никакой «Лепоты»
О ситуации на аппаратном совещании 6 ноября доложил руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Мурат ШАИМОВ. К концу года в области — разбор полетов в сфере инвестиций.
С одной стороны, бизнес есть бизнес. Риски. Потери. Полное фиаско. Все это бывает. Но система поддержки предпринимательства у нас такова, что в огромном количестве случаев рискует бизнес и немалыми государственными деньгами, которые имеют обыкновение не возвращаться. При этом заседают координационные советы, предприниматели вроде бы имеют кучу обязательств по отчетности, их «пасут» организации и фонды, радеющие о развитии предпринимательства, местная исполнительная власть несет ответственность за реализацию инвестпроектов — программы-то государственные. Но…
Заводу, о котором речь, помогала СПК «Тобол». В 2011 году профинансировала предприятие 81 млн тенге на приобретение оборудования. Потом фирма не выполняла свои кредитные обязательств, и СПК оборудование забрала, пыталась продать.
— Заявитель проекта не заинтересован в дальнейшей его реализации. СПК «Тобол» планируется инициировать банкротство ТОО «Маслозавод Костаная», — сообщил о расстановке фигур Шаимов, — однако добровольная ликвидация предприятия по решению учредителей невозможна в связи с наличием кредиторской задолженности, которая не может быть погашена за счет реализации активов предприятия.
Активов нет. По словам руководителя управления, инициаторами принудительного банкротства фирмы может стать служба госдоходов — у ТОО налоговая задолженность превышает 150 МРП. Правда, по юридическому адресу товарищество отсутствует.
Прямо на совещании выяснилось, что ТОО получило также 16 млн денег стабилизационного фонда, которые числятся в долгах, 150 млн тенге — его кредит в «Казкоммерцбанке» под залог здания.
— События опережать не хочется, но надо все пересчитать и проверить, как по целевому назначению расходовались деньги. Вплоть до того, что надо пересчитать, какой курс доллара был тогда, когда инициатор проекта приобретал оборудование, — сказал аким Костанайской области Архимед МУХАМБЕТОВ. — И так надо каждый проблемный проект разобрать. Инфраструктуру мы многим провели. Субсидировали по «ДКБ-2020» процентную ставку. То есть бюджетные деньги потрачены. Зачем люди брались, голову морочили, если проекты не реализованы? Комиссию создадим, надо досконально перетрясти эти предприятия.
Новые имена
Проект модернизации Комсомольской птицефабрики перетряску, да еще с участием судебной власти, вроде бы уже пережил, точнее — переживает перманентно. Но результата нет.
Проект считался реализованным с 2011 года. Предприятие должно было выдавать 12 тыс. т курятины в год. Однако в 2013 году официально попало в перечень простаивающих. С инициатором проекта и основным акционером АО уже несколько лет идут суды. Параллельно местная исполнительная власть ищет для фабрики нового инвестора. Последним значилось ТОО «Костанайский бройлер», которое в связке с некой венгерской компанией бралось не только реанимировать проект, но и довести выпуск мяса бройлеров до 20 тыс. т. Для этого требовалось 6,5 млрд тенге нового финансирования. Половину, информировали прессу на брифинге в июле, возьмут на себя венгры, большую часть остального — «КазАгроФинанс», у которого в залоге находится часть оборудования фабрики.
На совещании были названы новые потенциальные инвесторы и новые сроки.
— В настоящее время ведутся переговоры с компанией «Шанырак», которая занимается производством мяса птицы и яиц, на предмет возобновления производственной деятельности простаивающей птицефабрики, — сказал Шаимов. — Потенциальным инвестором разработан проект «дорожной карты» по запуску объекта и сетевой график, согласно которому первую продукцию планируется получить в 4-м квартале 2018 года.
Цемент отложили до тепла
До конца нынешнего года планировал дать, наконец, продукцию Рудненский цементный завод. Начало реализации проекта — май 2012 года, проектная мощность — 500 тыс. т клинкера в год. Проект стартовал со стоимостью 9,5 млрд тенге, за время реализации подорожал до 14,8 млрд тенге. Затем выяснилось, что не хватает еще 2,8 млрд тенге. Сумму равными долями намеревались внести акционеры и ДБ АО «Сбербанк».
— На сегодняшний день, акционерами компании дополнительно инвестировано в проект около 1,1 млрд тенге, — сказал Шаимов, — после многократного переноса заседания кредитного комитета банк отказал предприятию в дальнейшем финансировании проекта. Учредителями принято решение о финансировании проекта собственными средствами в размере 1,8 млрд тенге. Акиматом города Рудного инициирован перенос срока реализации проекта на 2018 год.
Акимат пишет письма, потому что этот проект входит в Карту индустриализации, за реализацию которой отвечает местная власть.
— Со стороны государства сделано все возможное для реализации проекта, — подчеркнул Шаимов. — Подведены инженерные коммуникации — электрические, тепловые сети, сети внешней канализации, подъездная автодорога, сети связи — на 739,6 млн тенге. На приобретение строительных материалов АО «СПК «Тобол» был выделен предприятию заем в размере 700,8 млн тенге. По программе «Дорожная карта бизнеса — 2020» выплачиваются субсидии (для частичного погашения процентной ставки по кредиту — «НГ»). На 1.10.2017 года сумма выплаченных субсидий — 1 млрд 223 млн тенге, предоставлена гарантия по кредитам банков второго уровня.
Аким области попросил прокомментировать ситуацию инициатора проекта — им является бывший президент АО «ССГПО» Мухамеджан ТУРДАХУНОВ.
— Проект готов на 97%, — сказал тот. — Но вводить его надо в теплое время, планируем, что это будет в марте 2018 года.
Кстати, государство еще не все отдало этому проекту.
— Для полноценного функционирования завода необходимо подведение железнодорожного тупика. Строительство его планируется также за счет бюджетных средств, — сказал Мурат Шаимов. — В августе текущего года проект одобрен решением регионального Координационного совет на предмет соответствия критериям программы «Дорожая карта бизнеса — 2020».
Управлением строительства ведется разработка бюджетной заявки на выделение финансирования для строительства внеплощадочных железнодорожных тупиков цементного завода на 2018-2020 годы.
Галина Петренко