«Астана Опера» 30 ноября и 1 декабря сделал подарок жителям и гостям столицы, представив ко Дню Первого Президента премьеру одноактных балетов «Шопениана» и «Шехеразада», выдающегося реформатора хореографического искусства Михаила Фокина. Балетмейстеры-постановщики — Народные артисты России Алтынай Асылмуратова и Андрис Лиепа.
Премьера спектаклей прошла в рамках празднования 20-летия Астаны, под эгидой Министерства культуры и спорта РК.
В первом отделении вниманию публики предложили романтический балет «Шопениана», поражающий художественной гармонией, редкостной музыкальностью и богатством танцевального рисунка. Чистота линий буквально завораживала взгляды зрителей. Артисты создавали разные фигуры: одни были похожи на цветы, другие же — на геометрические узоры. На сцене царил мир грез поэта, вокруг которого будто порхали воздушные балерины. Приглушенный свет с голубым оттенком придавал спектаклю еще большую романтичность.
К слову, в этом году балету «Шопениана» исполнилось 110 лет, но он все так же актуален, благодаря уникальной хореографии. По словам Фокина, он стремился «вернуть условный балетный танец к моменту его высочайшего расцвета».
Балетмейстеру-постановщику Асылмуратовой удалось в точности передать эксклюзивный фокинский стиль балета, рука мастера чувствовалась во всех тончайших деталях: от поворота головы, взгляда ведущих солистов до позиций рук и ног.
Солисты демонстрировали прекрасную музыкальность и синхронность движений, которые они отрабатывали с ассистентами балетмейстера-постановщика — Заслуженным артистом России Константином Заклинским и Еленой Шерстневой.
Сцена не была заполнена массивными декорациями, расписной задний занавес элегантно дополнял общую картину. За сценографию отвечал Виктор Караре, который создал ее на основе эскизов Александра Бенуа и Ореста Аллегри. Художник по костюмам Арасель Досмуратова выдержала все платья в безупречно белом цвете, а завершили образ балерин нежно розовые диадемы.
В разные дни непростую партию Юноши замечательно исполнили Еркин Рахматуллаев и Олжас Тарланов. Каждый из артистов смог передать настроение мечтательности и чувство влюбленности. Яркий, виртуозный Седьмой вальс одинаково прекрасно представили Заслуженные деятели Казахстана Мадина Басбаева и Айгерим Бекетаева. Одиннадцатый вальс воплотили Молдир Шакимова и Аделина Тулепова. Прелюд исполнили Марико Китамура, Анастасия Заклинская.
Контрастом неоромантической «Шопениане» стал наполненный многоцветными красками балет «Шехеразада» на музыку симфонической сюиты Римского-Корсакова — одного из лучших творений композитора.
Музыка не была предназначена для балета, но Михаил Фокин услышал в ней идеально подходящие для танцев мелодии. Хореограф позволил себе свободно перекраивать музыкальный текст.
Так, первая часть сыграла роль увертюры, в которой слышатся сказочные мотивы и темы востока. Под эту музыку, еще до появления на сцене артистов, зрители с упоением любовались расписным задним занавесом, заполнившим практически все пространство сцены. Изображение рассказывало нам свою историю о загадочных девушках, живущих в замке, рисовало картины богатой природы, казалось, что водопад давал живительную прохладу, а аист и мирно пасущиеся животные создавали настроение умиротворения. Художник по свету выстраивал освещение таким образом, что отдельные части картины становились то более четкими, то растворялись в легкой дымке.
После завершения увертюры дирижер-постановщик Арман Уразгалиев получил заслуженные аплодисменты, которые потом еще не раз звучали в его адрес и адрес блестящих музыкантов Симфонического оркестра «Астана Опера», демонстрировавших свое высокое мастерство на протяжении всего спектакля. Сольную партию для скрипки потрясающе исполнили Каламкас Жумабаева и Багдат Абильханов.
«Шехеразада» — это балет с сюжетом, главной темой которого становятся отношения султана Шахриара и его любимой жены Зобеиды. Согласно либретто, младший брат султана Шахезман, убежденный в женской неверности, советует ему уехать на охоту. В отсутствие султанов в гареме все предаются любви, в разгар «веселья» неожиданно возвращается султан. Он велит казнить своих наложниц, евнухов и рабов, Зобеида закалывает себя кинжалом. Шахриар рыдает над телом неверной, но любимой женщины.
Народный артист России Андрис Лиепа уже не раз возобновляет балеты М. Фокина. «Шехеразаду» балетмейстер считает одним из самых лучших творений выдающегося хореографа. Прежде всего, спектакль получился органичным, красивым и, конечно, необычным. Это пластическая драма, где под восточной экзотикой скрыта безумная любовная страсть. По словам балетоведов, Фокин создал новый пластический язык в восточном стиле, отказавшись от классического танца, пуантов и условных жестов, характерных для старого балета, он передал действие и чувства позами и движениями.
Все артисты виртуозно справились со своими партиями. Роль Шахриара представили Жанибек Иманкулов и Рахметулла Науанов, солисты сделали ее актерски великолепно. Зобеиду исполняли Анастасия Заклинская и Заслуженный деятель Казахстана Гаухар Усина. Обе артистки показали ее по-своему: откровенная гибкая пластика А. Заклинской впечатляла, балерина сумела передать образ восточной красавицы. Гаухар Усина вложила в свою героиню много чувств, ее Зобеида получилась яркой и эмоциональной. Шахезмана исполнили Ильдар Шакирзянов и Ерлан Жамбулаев. Золотой раб — одна из ключевых партий — был великолепно воплощен Бахтияром Адамжаном, во второй день в этой роли прекрасно выступил Арман Уразов. Главный евнух — Олжас Маханбеталиев, Рахметулла Науанов. Одалиски — Молдир Шакимова, Аделина Тулепова, Еркежан Жунусова, Марико Китамура, Сэйка Тоносаки, Назира Заетова.
Восточную тему в балете широко раскрыли сценографы Анатолий Нежный и Анна Нежная (костюмы в «Астана Опера» восстанавливала Елена Нецветаева-Долгалева), которые воплотили красочные декорации на основе эскизов выдающегося театрального художника Л. Бакста. Яркие люстры, лестница, ковры, пуфики с оборками и многое другое не давало глазам скучать; зрители пытались не упустить ни одну деталь из виду. Существенную роль сыграли здесь и ослепительной красоты костюмы артистов, с россыпью камней, жемчугов и бисера.
Зрители долго не хотели отпускать солистов, провожая их шквалом аплодисментов и криками «Браво». Такие балеты, как правило, остаются в памяти на долгое время, а после их хочется пересматривать снова и снова — что и можно будет сделать, ведь теперь эти спектакли пополнили репертуар столичного театра
Спектакль посетили министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы и представители творческой интеллигенции.
Источник: tengrinews.kz