Как обещали, продолжение следует, и сегодня об избирательном подходе к услугодателям со стороны госорганов, наталкивает целый спектр разных мыслей…
Когда к корреспондентам обратились газовики и начали утверждать, что в Кокшетау есть предприниматель, который диктует условия для всех госорганов, честно сказать, мы не поверили. Но разбираясь в ситуации, мы нашли только подтверждения высказываниям газовиков.
Итак, во втором материале вокруг сжиженного газа г. Кокшетау мы бы хотели остановиться на том, какой путь газ проходит от завода до потребителя и кто на каком участке наваривается. А самое главное — на каком участке госорганы могут лоббировать интересы поставщиков и заставлять потребителей платить по «полной программе». Запаситесь калькулятором и поехали…
Снова по порядку…
С завода газ выходит по цене 31360 тенге за тонну с НДС (т.е. литр стоит 18,8 тенге). Транспортировка до базы — порядка 29 тенге за кг. На базе его цена достигает 36 тенге за литр, и далее он поступает в ГРУ (это установки, которые стоят во дворах домов). И тут начинается интересное, включается ДКРЕМ и регулирует последующую транспортировку газа, поднимающегося по трубам самотеком, от ГРУ до квартиры потребителя. Такая регулируемая услуга в многоэтажках варьирует почему-то у разных поставщиков от 28 тг/л до 69 тг/л. Реальная цена газа для потребителей, включая такую транспортировку, равна 400 тенге за м3 (т.е.105,3 тг/л). Таким образом, можно посчитать, сколько зарабатывает.
А таких поставщиков в Кокшетау трое: ТОО «КокшетауТрансГаз», насчитывает более десяти тысяч абонентов, «ТОО Газ-Кызмет» — 3500 абонентов и ИП Джуркин — 1500 абонентов. Все они между собой конкуренты, но работают через одного получателя газа, героя предыдущей статьи, — ТОО «Кокшетау Транс Газ». Девять лет обмана, судья-провидица, Или кому законы не писаны…
Тариф на транспортировку от ГРУ до многоэтажки регулируется департаментом Комитета естественных монополий. Например, у ТОО «Кокшетау Транс Газ» она составляет с НДС 118,6 тенге/ м3 (31,22 тг/л), ТОО «Газ-Кызмет» — 105,74 тенге/м3 (27,8 тг/л) и ИП Джуркин — 261,65 тенге/м3 (68,87 тг/л) . Причем здесь стоит заметить, что у последнего ГРУ даже не находится на балансе предприятия. Мы сравнили с Нур-Султаном, там эта услуга стоит (сведения с сайта КРЕМ) 29,82 тг/м3, или 7,85 тг/л. Неплохо, да?!
Итак, все абсолютно поставщики Акмолинской области предоставляют услуги транспортировки без начисления прибыли, что противоречит законодательству. Чистый альтруизм, народа для, так сказать! Похвально! Но вот вскрытие тарифа показало: к примеру, у ТОО «Кокшетау Транс Газ» амортизация в пятый год больше в 6,3 раза, чем в первый – экономический нонсенс, зарплаты растут, а тариф при этом из года в год падает, видимо инфляция в Казахстане с абсолютной точностью обойдет это ТОО, зато объемы запрашиваемого газа растут по 20 000 м3 ежегодно, что означает, в свою очередь, что жильцы будут с такой же абсолютной уверенностью потреблять больше газа! ИП Джуркин же тратит на самотечную транспортировку так много, что есть опасность не уложиться в цену покупки газа, но парадокс — его «жильцы» всегда с газом и без страданий… К слову, из его отчетов на том же сайте замечено, что в 2020 году тарифная смета его не была исполнена, но ДКРЕМ не стал включать компенсирующий тариф (прим. — обычная практика при работе с монополистами) и возвращать деньги потребителям. Почему?
«Так как же принимаются такие разные тарифы главным регулятором?» – спросили мы у ДКРЕМ области.
— Все расчеты у нас ведутся на основании методик, которые дает Министерство энергетики, говорит директор ДКРЕМ Акмолинской области Думан Калибеков.
Но именно его предшественник подписал документ и расчеты тарифов транспортировки, которые не только в корне противоречат приказу Министерства энергетики и основным канонам экономики, но и полностью лоббируют интересы крупного игрока на рынке газа, реализуемого через ГРУ в Кокшетау.
Приказами Агентства по регулированию естественных монополии и защиты конкуренции от 18 июня 2003 года и Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК от 27 мая 2003 года утверждена Методика расчета коэффициентов перевода объёмных показателей счетчиков в массовые по сжиженному газу.
«Согласно Методике, для расчета коэффициента используются не только плотность газовой смеси и компонентный состав газа, но и ряд других параметров, который необходимо определять непосредственно на объекте… Так, для Акмолинской области базовые значения коэффициентов для СПБТ (смесь пропана и бутана технических) составляют: лето – 2,279, зима – 2,273…» — говорится в официальном письме Министерства энергетики.
Но ДКРЕМ по Акмолинской области полностью игнорирует приказы Министерства и Агентства. Они своим приказом для ТОО «Кокшетау Транс Газ» поставили коэффициент 2,83. Почему?
— Компания принесла нам свои расчёты, вот мы и утвердили, – признался специалист ДКРЕМА по Акмолинской области Андрей Шевченко. — Коэффициент, принятый Комитетом по регулированию естественных монополий на уровне 2,83, на 24 % выше, чем утверждённый в Методике коэффициент для Акмолинской области. Что это значит? ТОО «Кокшетау Транс Газ» скрывает больше прибыли от реализации газа вне тарифа транспортировки, не неся никаких затрат, и этому способствует ДКРЕМ по Акмолинской области. А самое главное — это дает возможность списать больший объём потребляемого с сжиженного газа, гарантированно получаемого по регулируемой государственной цене. При этом ни один госорган не проверяет, сколько же на самом деле социального газа доходит до потребителя, а сколько попадает на внутренний рынок.
— В прошлом году, когда газ приобретался на бирже, дошло до того, что из-за его дороговизны на внутреннем рынке мы не могли подать его через ГРУ в квартиры кокшетаусцев только потому, что его нам не выделяло управление ЖКХ области, постоянно они удовлетворяли только объёмы по заявке ТОО «Кокшетау Транс Газ», но при этом не распределяли тем ГСО, кто поставлял газ нам. А ведь мы просили объёмы и просили социальный газ, — рассказывает директор ТОО «Газ-Кызмет» Марал Каркенова.
Напомним, что именно высокая цена на газ стала поводом для январских событий в Казахстане. 17 января 2022 года Министерством энергетики были утверждены предельные оптовые цены на сжиженный нефтяной газ, приобретаемый в рамках Плана поставки. То есть государство дает газ по социальной цене. Однако не смотря на то, что предельные оптовые цены снижены на 27%, тариф на сжиженный нефтяной газ, который приобретается простым гражданином в квартирах, остался на прежнем уровне. Почему? Из-за «эстонской» реакции КРЕМа? А будут ли компенсирующие тарифы?
— Мы по мере возможности утверждали тот объём, который был у нас, больше не могли. Да, не все предприятия получали требуемый объём, но это не зависело от нас. Более того, ТОО «Кокшетау Транс Газ» удавалось продать по низкой цене. А другие этого не делали. Почему? –говорит с ухмылкой руководитель управления ЖХК Акмолинской области.
Думаю, ответ на поверхности, почему ТОО «Кокшетау Транс Газ» продавал, продает и будет продавать газ по низкой цене, а управление ЖКХ, продолжая выделять большие объёмы социального газа таким предприятиям, вносит хаос во внутренний рынок газа и обрекает город жить одним днём, ДКРЕМ утверждает коэффициент, игнорируя приказы своего же ведомства. Самое интересное, что для всех госорганов интересы потребителя оказываются на последнем месте.
И тут возникает много вопросов — отчего и почему все госорганы, и прежде всего УЖКХ и ДКРЕМ, лоббируют интересы, прикрываясь различными приказами и законами, в суть которых не вникают или вовсе коверкают?
Аделина Токбаева