Главой VK после перехода контроля над компанией к СОГАЗу и «Газпром-Медиа» станет Владимир Кириенко, утверждают источники РБК. С 2016 года сын Сергея Кириенко занимает пост первого замглавы «Ростелекома»
Владимир Кириенко (Фото: Антон Ваганов / ТАСС)
Новым гендиректором VK станет первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко, рассказали РБК три источника, близкие к этим компаниям, и подтвердил медиаменеджер, знакомый с кадровым решением. На посту главы VK он сменит Бориса Добродеева, который возглавлял холдинг с 2016 года.
Сын первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко Владимир Кириенко стал старшим вице-президентом по развитию и управлению бизнесом «Ростелекома» в сентябре 2016 года, а в 2017 году был назначен первым вице-президентом компании. Он отвечал за цифровую трансформацию «Ростелекома», развитие сети дата-центров, проект развития городской среды в регионах и запуск мультимедийной платформы Wink. До прихода в «Ростелеком» он являлся членом и председателем советов директоров телекомпании «Волга», Саровбизнесбанка, Нижегородпромстройбанка, а также ООО «Капитал».
Представитель «Ростелекома» отказался от комментариев. Однако ранее источники РБК, близкие к компании, говорили, что Кириенко «доказал, что имеет хорошие менеджерские качества, но засиделся в роли второго лица». Ему прочили пост президента «Ростелекома» в случае, если бы его покинул Михаил Осеевский.
Смена главы VK происходит на фоне изменений в составе акционеров компании. В четверг, 2 декабря, USM миллиардера Алишера Усманова объявила, что подконтрольный ей «МегаФон» продает СОГАЗу 45% акций «МФ Технологии». Сама USM находится в процессе продажи 9% акций «МФ Технологии» Газпромбанку.
«МФ Технологии» контролирует 4,8% обыкновенных и 57,3% голосующих акций VK. Ранее Газпромбанк договорился о покупке 36% «МФ Технологий» у Сбербанка, таким образом, в результате новой сделки с USM его пакет в «МФ Технологии» вырастет до 45%. Третьим акционером этой компании помимо него и СОГАЗа остается «Ростех» с долей 10%.
Аналитики McKinsey назвали пандемию «концом эпохи» для банков
На следующий день Газпромбанк заявил, что передаст долю в VK своей «дочке» «Газпром-Медиа Холдингу». До сих пор среди активов этого холдинга были НТВ, ТНТ, «Матч ТВ», ТВ3, «Пятница», «Авторадио», «Эхо Москвы». Совет директоров «Газпром-Медиа» возглавляет руководитель «Газпрома» Алексей Миллер.
В свою очередь, Борис Добродеев заявил, что покинет должность гендиректора VK. После передачи дел он намерен вернуться в USM для работы с цифровым активами, включая «AliExpress Россия», и запустить глобальный венчурный фонд.
Представитель VK в ответ на вопрос о том, что Владимир Кириенко может возглавить компанию, заявил, что они «не комментируют слухи».
По словам одного из собеседников РБК, «Газпром» и СОГАЗ намерены активно инвестировать в VK, чтобы построить экосистему. Другой собеседник, близкий к «Газпром-Медиа», говорит, что на первом этапе вложений не планируется, компания не будет интегрироваться с медиахолдингом. «Просто будет человек в «Газпром-Медиа», который будет курировать VK», — отметил он. По словам этого собеседника, «Газпром» действительно намерен начать строить экосистему в следующем году, в то же время он напомнил, что VK уже сейчас является экосистемой. Представитель СОГАЗа отказался от комментариев. РБК направил запрос в «Газпром-Медиа».
До сих пор инвестиции Газпромбанка в интернет-активы не были успешными. В 2014 году кредитная организация, к примеру, заплатила 225 млн руб. за долю в интернет-магазине Dostavka.ru, но через год сервис закрылся. Тогда же Газпромбанк получил долю в онлайн-кинотеатре Zoomby.ru, передал его в «Газпром-Медиа», но тот отказался его развивать.
Неуспешными были и попытки самого «Газпром-Медиа» развивать интернет-активы. Еще в 2008 году он приобрел примерно за $15 млн видеоплатформу RuTube, которая при создании задумывалась как отечественный аналог YouTube. Спустя пять лет, в 2013 году, ежедневная аудитория RuTube только на десктопах, согласно измерениям Mediascope, достигала 2 млн жителей крупных городов. В 2018 году и на десктопах, и на мобильных устройствах хотя бы раз в день на RuTube заходили менее 500 тыс. жителей крупных городов. В 2016 году холдинг снизил свою долю в RuTube, но в конце прошлого года вновь стал его единоличным владельцем. Глава «Газпром-Медиа» Александр Жаров обещал сделать платформу «такой же удобной площадкой для размещения видеоконтента», как YouTube. Однако спустя почти год, в сентябре 2021 года, всероссийская ежедневная аудитория RuTube на всех типах устройств не превышала 151 тыс. человек, тогда как у YouTube она достигает 32,9 млн.
Создатель LifeInternet Герман Клименко отметил, что сейчас есть три полноценные экосистемы: «Яндекс», VK и «Сбер». При этом долгое время VK была партнером «Сбера», но в какой-то момент у них начались трудности, поскольку они одновременно занимались одними и теми же историями. «Любопытно, как «Газпром» будет руководить VK. Юрий Мильнер строил Mail.ru как независимую компанию, в которой можно менять менеджмент, и это не повлияет на дальнейшее развитие. «Яндекс», например, всегда был персонифицированной компанией. «Если новым руководителем VK будет Кириенко, как сейчас предполагают СМИ, то инвесторам необходимо учитывать, что основным риском у выходцев из «Ростелекома» является отрицательный опыт работы с интернетом на примере поисковой системы «Спутник», — рассуждает Клименко. «Ростелеком» запустил национальный поисковик «Спутник» в 2014 году, но в 2020-м закрыл проект.
По словам еще одного участника рынка, государство могло не устраивать то, как в последние годы развивалась VK: «Десять лет назад у холдинга было две соцсети, вокруг которых была сосредоточена аудитория, тогда как сейчас активно развиваются TikTok, Instagram, и не VK пытается дать на это ответ, — пояснил собеседник РБК. — Вместо развития аудиторно-контентных вещей VK сосредоточился на сервисах доставки еды, такси, маркетплейсах, в то время как Facebook покупал Instagram, WhatsApp, сейчас работает над запуском метавселенной». По его словам, Усманов развивал VK как «чистый бизнес», а эти активы предполагают более тонкий подход, поскольку речь идет о работе с аудиторией. При этом кандидатуру Владимира Кириенко на место главы VK собеседник РБК назвал подходящей, поскольку тот имеет опыт инвестирования в венчурные проекты, понимает, что лучше запускать, какие проекты лучше приобрести в готовом виде, а за время работы в «Ростелекоме» он получил «большой и успешный опыт операционной работы».
По оценке Mediascope, в 2021 году ежедневная аудитория старше 12 лет среди жителей городов России с населением более 100 тыс. человек у «ВКонтакте» составляла 22,3 млн человек, что на 0,5% выше, чем в 2017 году (наиболее ранние из доступных данных). Аудитория Mail.ru за это время снизилась на 13,4%, до 13,6 млн, у «Одноклассников» — на 17,3%, до 6,7 млн. В то же время аналогичный показатель YouTube вырос на 41,3%, до 18,8 млн. Ежедневная аудитория WhatsApp в России сейчас составляет 28,4 млн, Instagram — 17 млн, Telegram — 12 млн, TikTok — 6,9 млн, Facebook — 4,6 млн (данные за 2017 год для перечисленных сервисов недоступны).
При этом весной этого года Сергей Кириенко говорил, что российские власти обеспокоены тем, как строятся их отношения с TikTok и другими зарубежными сервисами. Замглавы администрации президента приводил в пример рекомендации политического контента, которые TikTok «массово предлагала детям 14 лет», которые ранее никакого интереса к этой теме не проявляли. К YouTube, Facebook и Twitter власти предъявляют множество претензий о распространении на этих площадках запрещенного в России контента. Сергей Кириенко отмечал, что, когда власти задавали соответствующие вопросы отдельным сервиса, у которых в России есть сотрудники, те говорили, что не имеют полномочий, и переадресовывали к штаб-квартирам. Из-за этого был принят так называемый закон «о приземлении», по которому владельцы сервисов, чья суточная аудитория в России превышает 500 тыс. пользователей, должны открыть в стране филиал, представительство или иметь уполномоченное юридическое лицо и должны начать выполнять требования местного законодательства. В противном случае этим компаниям грозит запрет на распространение рекламы о себе, прием платежей от российских физических и юридических лиц и другие ограничения. В конце ноября Роскомнадзор объявил, что под действие этого закона попали 13 компаний: Google (сервисы Google Play, YouTube, YouTube Music, Google Chat, Gmail); Apple (iCloud, App Store, Apple Music); Meta Platforms (Facebook, Instagram, WhatsApp); Twitter; TikTok; Telegram; Zoom; Viber; Spotify; Likeme Pte. ltd (Likee); Discord; Pinterest и Twitch.
Источник: rbc.ru