В апреле 2022 года Казахстан открыл сухопутную границу с Россией. Сухопутные границы между Республикой Казахстан и Российской Федерации были закрыты с марта 2020 года из-за начала пандемии коронавирусной инфекции.
На 2020 год на долю приграничной торговли приходилось порядка 70% всего российско-казахстанского товарооборота, но помимо важного для двух стран экономического измерения – есть еще и человеческий фактор. У жителей большинства приграничных регионов РФ и Казахстана общий быт, по обе стороны границы живут родственники. Как пережили два года с «закрытой границы» жители приграничья Казахстана и России, и каких изменений ждать сейчас – говорим с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН Игорем Савиным.
Справка: Протяженность казахстанско-российской сухопутной границы 7598 километров. Приграничных регионов со стороны Казахстана семь – Атырауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области. Со стороны России двенадцать – Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Тюменская, Омская, Новосибирская области, а также Алтайский край и Республика Алтай.
– На чем строится образ жизни в приграничье и как переживали закрытие границ люди приграничных населенных пунктов из России и Казахстана?
– Образ жизни последние два года строился на попытках сохранить хоть какие-то форматы трансграничного взаимодействия. Дело в том, что жизнь на две страны – это норма для жителей приграничных регионов, а не что-то символическое. Независимо от национальности, люди здесь используют преимущества жизни в одном государстве и в другом одновременно. Это называется транснационализм. Чаще всего формулировка употребляется в отношении мигрантов, которые живут сразу на два дома, но и для приграничья, когда страны так тесно связаны как Россия и Казахстан – это актуальный термин.
Окончательно в приграничье жизнь, конечно, никогда не затухала. Дело в том, что даже в момент самых жестких ограничений, есть приграничная зона, где разрешается доступ к ближайшим родственникам, живущим за пределами страны, но и там были определенные ограничения.
Естественно, поток резко иссяк прежде всего за счет транзитной миграции. Я в апреле проезжал одному из самых оживленных переходов Оренбургской области на Актюбинск – Сагарчин. Машин десять с одной стороны, машин десять с другой – это очень мало, интенсивность взаимодействия сильно уменьшилась. Но все эти годы ограничений люди придумывали разного рода обходные пути для пересечения границы. Прежде всего используя реальные родственные связи, что позволяет ездить к родственникам даже в самый жесткий карантин, а второе – регистрация кого-то в качестве своего якобы родственника.
– Как друг другу в приграничье помогают обычные люди, как строится общий быт?
– Оформляют друг другу приглашения для прохождения границы из Казахстана и из России. Видите, это для нас они являются гражданами разных государств. На самом деле, это чаще всего члены одной семьи, часть которой имеет гражданство одной страны, а часть – другой. Условно говоря, поехал сын в Оренбург, отучился, нашел работу, получил российское гражданство. А младший брат и родители имеют казахстанское гражданство – вот они друг друга приглашают.
В приграничье вообще взаимопомощь – жизненный уклад. Даже сотрудники гостевых домов здесь предлагают целый спектр услуг: автострахование, какие-то консультации и просто дают практические советы на месте. Я с этим лично столкнулся. Здесь россияне и казахстанцы не воспринимают друг друга как представителей чужих систем. Есть формальные разграничения, но это не мешает им постоянно быть на связи, иметь по несколько симок. Оренбургские машины (с оренбургскими номерами) не воспринимаются как чужие машины в казахстанском приграничье. Или, например, сотрудники пограничного контроля пытались облегчить объяснениями мое пребывание на территории Казахстана, хотя, казалось бы, какое им дело до меня?
– Как открытие сейчас сухопутных границ может положительно повлиять и на экономику, и на коммуникации в приграничье?
– Несомненно, возрастет пассажиропоток, и он уже возрос, но это только пассажирские перевозки, транзитные практически не сократились, потому что там из требований добавилось только ПЦР-тестирование для водителя. Повышение пассажиропотока в свою очередь приведет к повышению спроса на страхование на территории той или иной страны, питание, приобретение разного рода полисов, медицинских документов, а это так называемая инфраструктура перемещений.
– Если говорить о содержании коммуникаций в приграничье, чтобы Вы отдельно выделили?
Очень важная часть – сфера автоперевозок. Социальные сети приграничных городов и газеты, визуальная реклама в Орске, Оренбурге, Омске, Барнауле, Рубцовске, Астрахани и др., испещрены объявлениями о трансграничных перевозках к ближайшим казахстанским городам. Самара-Уральск, Оренбург-Уральск, Оренбург-Актобе, Орск-Кокшетау, Челябинск -Кокшетау – десятки частных рейсов в день. И это всегда про приграничное сотрудничество, потому что человек с одной стороны не сможет гарантированно провести вас, если у него нет контрагентов с другой стороны. Это давно сложенные альянсы, партнерства. Когда человек допустим садится в Уральске, а у него рейс в Самару, а прямых рейсов в пандемию не было, то может приехать в Казахстан самарская, которая уже везет через границу. Люди знают, где лучше проходить, где лучше стоять, надо ли выходить – причем это граждане Казахстана делают. Помогают с разного рода документами, справками, страховками.
Что касается грузоперевозок, то малейшем колебании цены либо казахстанские товары везут в Россию, где можно заработать, либо наоборот: в зависимости от курса рубля к доллару. Никто в приграничье и не отличит, где самарская мебель или, например, казахстанские товары. У каждого города что-то свое: там конфеты, там молочные продукты.
Предприниматели, малый бизнес с двух сторон мыслит категориями выгодно – невыгодно, удобно – неудобно. Современное состояние законодательства ЕАЭС позволяет им самостоятельно принимать решения и вести приграничный бизнес.
Есть еще одна интересная особенность общего быта в приграничье – свадебный бизнес и вся околопраздничная инфраструктура. Речь не всегда идет про свадьбы, это могут быть самые разные празднества. У казахов приграничных областей и в РФ, и в Казахстане сильны традиции коллективизма, совместного, семейного. В приблизительно ста километрах от российско-казахстанской границы есть специальные помещения – тойханы: «той» – празднество, «хана» – место, жилье. То есть место празднества. На российской стороне это гостиничные комплексы, куда приезжают казахстанцы, которым место посоветовали, например, друзья-казахи с российской стороны. Допустим, вместе они планировали собраться на день рождение, свадьбу или поминки и посчитали, что в России будет дешевле.
– А вот интересно, как тогда отличается кухня на таких мероприятиях? Кто готовит национальные блюда, если выбирают локацию для праздника на территории России?
– Кто-то привозит своих поваров. Хотя в приграничье много кто умеет готовить казахские национальные блюда. Есть агентства казахские, которые организуют праздники. В приграничье и казахская, и русская культуры органично переплетаются.
Игорь САВИН