Забуксовал план по экспорту овец в арабские страны ТОО «Отканжар», крупнейшего племенного завода по мелкому рогатому скоту Карагандинской области. Причина в отсутствии адекватной поддержки фермеров со стороны профильных структур.
В середине августа аким Карагандинской области Ерлан Кошанов отправился с рабочей поездкой в Нуринский район. Посетил он и расположенный здесь племенной завод ТОО «Отканжар», где разводят овец казахской курдючной полугрубошерстной породы. Животных тут 14 тыс. голов, включая молодняк. Именно ягнята 4 — 4,5 месяцев интересуют арабов, ведь их мясо считается деликатесом и стоит очень дорого. Заработать на экспорте можно в 3 — 4 раза больше, чем на продаже на внутреннем рынке, отмечает собкор издания «КазахЗерно.kz».
Глава региона поинтересовался у директора племзавода Каната Отарбаева перспективами экспорта. Оказалось, что такие планы рассматривались, но так и не были реализованы.
Канат Отарбаев отметил, что в прошлом году коллеги из Жанаракинского района, племенной завод ТОО «Женис», начали работать на экспорт, поставлять ягнят в Объединенные Арабские Эмираты. Однако овцеводам пришлось преодолеть множество сложностей с организацией экспорта. Начиная с того, что авиарейс в ОАЭ отправлялся из Тараза, и доставлять скот туда пришлось по земле. И заканчивая тем, что фермеры сами решали все бюрократические вопросы, включая прохождение таможни и ветеринарного контроля, узнавая многие нюансы на своей шкуре уже по ходу дела.
Естественно, не каждый хозяйственник решится связаться с такой головной болью, рискуя в случае каких-то формальных неувязок не заработать деньги, а напротив, потерять.
Поэтому, когда в нынешнем году в ТОО «Отканжар» обратились представители «Продкорпорации» (на базе которой, как известно, создается экспортный центр), Канат Отарбаев предложил им тот формат сотрудничества, который был для него понятен и приемлем.
— Речь шла речь об экспорте в Катар, — говорит директор ТОО «Отканжар». — Условия предлагались такие: отправлять нужно только молодняк, поскольку ягнятина там деликатес. Мы готовы были предложить животных весом 30 — 35 кг. Количество их интересовало не менее 2000 голов. Как раз столько мы и могли отправить. Но сами экспортом заниматься мы бы не рискнули — нам непонятны многие вопросы, связанные с оформлением и прочими бумажными процедурами. Так что сказали так: мы отдаем вам свой скот по 20 тыс. тенге за голову, а вы сами его отправляйте и продавайте хоть втридорога.
Цена 20 тыс. тенге — для экспорта очень низкая, но для хозяйства она все равно чуть лучше внутренней, поскольку в Казахстане «Отканжар» ежегодно продает те же 2 — 2,5 тыс. голов молодняка по 15 тыс. тенге. В принципе, все были бы довольны сделкой, если бы экспортный центр сумел организовать доставку скота до покупателя, сам заработав на этом большие деньги. Но…
— Они сначала, вроде бы, согласились, даже вели переговоры с потенциальными покупателями, — разводит руками Канат Отарбаев. — Но что-то у них не получилось, и все, проект заглох. Оказалось, нюансов отправки они сами не знали – у нас пытались узнавать, что да как. А мы им ответить ничего не могли, поскольку ситуацией не владеем.
Такой поворот событий с экспортным центром вызывает недоумение. Ведь глава Минсельхоза РК Аскар Мырзахметов не раз отмечал, что задача реформированной «Продкорпорации» как раз и состоит в создании понятных сельчанам экспортных каналов.
Напомним, что еще в 2015 году Президент Казахстан Нурсултан Назарбаев раскритиковал формат работы холдинга «КазАгро» (в структуру которого входит «Продкорпорация»), назвав ее неповоротливой. Глав государства поручил реформировать холдинг, приватизировав многочисленные дочерние структуры нацкомпании, передав их в конкурентную среду.
Вместо этого в новой Государственной программе развития АПК РК на 2017 – 2021 годы аграрное ведомство придало «Продкорпорации» новые задачи и возможности. Было решено превратить ее в Экспортный центр АПК, в задачи которого включена сервисная поддержка сельхозтоваропроизводителей, создание надежных экспортных каналов, а также торговое финансирование и возмещение части затрат на маркетинг и логистику.
На практике же получается, эту роль «Продкорпорация» не тянет, ограничиваясь какими-то посредническими функциями. Такой ли формат работы нужен для развития экспорта сельхозпродукции из Казахстана?
— Мне кажется, экспорт нужно организовать при поддержке государства, — уверен Канат Отарбаев. – Мы скот вырастили – помогите нам его продать. Почему бы не создать что-то вроде заготовительного центра, куда мы можем сдать свою продукцию? А там ее пусть продают за границу по отработанной схеме. Вот такой формат работы и стал бы реальной поддержкой для нас.