Доказательством их позиции стали бурные и неоднозначные выступления в социальных сетях…
Последнюю неделю тема многодетных матерей стала актуальной и злободневной как никогда. Толчком послужила смерть пяти сестер в столице Казахстана. Как выяснилось, родители девочек в ночное время находились на подработке. Им нужны были деньги не только для того чтобы прокормить свою большую семью, но и выплатить четыре кредита.
Реальность такова… Большинство многодетных семей находятся в тяжелых ситуациях, но говорить о своих проблемах они просто боятся, потому что в ответ услышат: «Для кого рожаете?» или «Зачем плодить нищету?».
Елена Луценко — мать пятерых детей. Она не считает себя бедной, хотя дома порой не бывает даже хлеба. По словам женщины, за помощью к кому-либо их семья боится обращаться, ведь сразу чиновники поставят вопрос об отправке малышей в детский дом…
О семье, проживающей в дачном домике садового общества «Текстильщик-1», как оказалось, никто из местных чиновников не знает. В очереди на квартиру они не стоят, даже в школе №22 два года ребенок получал питание на платной основе, пока не принесли справку.
Сейчас маме пятерых ребят Елене Луценко 26 лет. Вместе со своим мужем Алексеем, 8-летней Сашей, 6-летней Ульяной, 4-летним Андреем, годовалым Димой и 4-месячным Богданом она проживает в маленьком домике на даче.
— Садовый участок нам четыре года назад подарили родители мужа, и мы начали потихоньку здесь все обустраивать. Денег не хватает, поэтому движемся в плане благоустройства очень медленно. Но в прошлом году смогли пристроить комнату, купить на зимний сезон уголь и дрова, — говорит Елена.
По словам женщины, у ее мужа нет стабильной работы, только на время выходит на строительные объекты. Но о своем тяжелом положении многодетная семья никому не говорит. Боятся…
— Я не хочу, чтобы кто-то из чиновников знал о наших проблемах. Ведь у них разговор один: «Не справляетесь, значит, заберем у вас детей». Мы потихоньку своими силами стараемся все делать. Хорошо помогают родители мужа. А пособия мизерные. Как многодетная мать получаю всего 10 тысяч тенге ежемесячно, а также, пока не исполнится год Богдану, будут начислять еще по 21 тысяче тенге. На эти деньги большой семье не прожить. Поэтому вертимся, как можем, — негодует собеседница.
Елена также утверждает, что из соцпомощи к ним никто и никогда не приходил и не интересовался судьбой детей. Вот только участковый инспектор забегал в гости, когда узнал, что дети иногда остаются дома под присмотром сестры Елены. Из-за этого хотел даже поставить на учет.
— Лучше бы он так следил за другими семьями, где дети вынуждены воровать или попрошайничать, чтобы покушать. А мои дети всегда сыты. Даже в школе нам говорят, что мы не малоимущая семья, ведь у нас есть крыша над головой. Дочка Саша два года получала питание на платной основе, пока я не принесла справку. Даже акция «Дорога в школу» обходит нашу семью стороной, а все с подачи педагогов школы, — подытожила Елена Луценко.
Почему же все-таки в современном обществе отношение к многодетной семье стало неоднозначным? Редко такие семьи вызывают понимание, еще реже — радость и уважение… Только с плаката социальной рекламы нам улыбаются родители и их малыши. «Государству нужны ваши рекорды», — гласит подпись на баннере. А люди с презрением твердят: «Рожают ради квартиры и пособий!». И это только самые частые и далеко не самые обидные фразы, которые бросают в спину многодетным.
А ведь в нормальном обществе многодетные семьи вызывают уважение и почет. Почему этого нет у нас? Почему чиновники не хотят видеть, как и в каких условиях живут, а порой, в буквальном смысле слова, они выживают?
Валерия ВАХНЕНКО
Фото Нуржана СМАИЛОВА