Ольга Диденко, юрист Internews Казахстан, подготовила руководство для журналистов — как освещать выборы.
В первой части мы расскажем о функциях медиа в период выборной кампании и особенностях предвыборной агитации, сообщает «Новый репортёр»
Две основные функции СМИ в период выборной кампании
Две основные функции СМИ в период любой выборной кампании — это:
– быть одним из каналов предвыборной агитации для кандидатов,
– в режиме реального времени освещать ход голосования и подсчёта голосов.
Дополнительная функция — обеспечить прозрачность и гласность деятельности территориальных и Центральной избирательных комиссий (ЦИК) на всех этапах кампании.
Предстоящая кампания по избранию президента РК стартовала в Казахстане 9 апреля 2019 года и, соответственно, 9 июня будет днем голосования. 16 июня кампания будет завершена объявлением результатов выборов.
«Новый репортёр» расскажет об основных моментах избирательной кампании, которые интересны для медиа и журналистов.
Немного общей информации о предстоящих выборах. Как известно, очередные выборы главы государства в Казахстане должны проводиться один раз в пять лет в первое воскресенье декабря.
Но эти выборы внеочередные, они были вызваны отставкой первого президента РК, поэтому они проводятся по «ускоренной» процедуре и должны быть завершены в течение двух месяцев с момента назначения. «Ускоренная» процедура означает, что основные этапы избирательной кампании тоже сокращаются. В первую очередь, это касается деятельности избирательных комиссий. Например, сокращается время проверки достоверности подписей в подписных листах кандидатов в президенты с десяти до пяти дней.
Основные даты кампании по выборам президента РК. «Новый репортёр» уже публиковал календарь выборов. Напомним основные даты, имеющие значение для медиа:
28 апреля завершилась процедура выдвижения кандидатов в президенты. Теперь ЦИК РК проверит всех на соответствие законодательным требованиям, на знание государственного языка, после этого кандидаты, которые прошли проверку, получат подписные листы для сбора подписей. Кандидаты подтверждают свою поддержку именно сбором подписей, которых должно быть не менее 1 % от общего количества избирателей в поддержку каждого кандидата.
До 5 мая редакции СМИ, которые хотели бы публиковать материалы предвыборной агитации кандидатов, должны опубликовать и направить в территориальные избирательные комиссии и в ЦИК сведения о расценках. Зачем это нужно? Для создания равных условий для всех кандидатов на проведение предвыборной агитации.
Не позднее 11 мая ЦИК РК официально зарегистрирует в качестве кандидатов тех из них, кто внесёт соответствующий денежный взнос (50-кратный размер минимальной заработной платы, 1 МЗП=42 500 тенге), пройдёт проверку на знание государственного языка, соответствует медицинским и другим законодательным требованиям, чьи подписи в поддержку были признаны достоверными. Кандидаты получат соответствующее удостоверение, доверенные лица также пройдут регистрацию в ЦИК РК, избирательный штаб каждого из кандидатов получит возможность формировать избирательные фонды для проведения предвыборной агитации. Это также означает начало предвыборной агитации.
Важно! Предвыборная агитация начинается с момента официальной регистрации в ЦИК каждого из выдвиженцев в качестве кандидатов в президенты и продлится до ноля часов 8 июня.
9 июня — день голосования. После подсчёта голосов протоколы вывешиваются на избирательных участках для всеобщего обозрения немедленно.
До 11 июня все избирательные комиссии передают протоколы в ЦИК РК.
16 июня объявление результатов внеочередных выборов в президенты РК и регистрация нового главы государства.
Предвыборная агитация от А до Я.
В этой части руководства: основные правила проведения предвыборной агитации, как финансируется предвыборная агитация, правила и условия проведения предвыборных дебатов. А также просто и понятно о том, что как проводить предвыборную агитацию и отличать её от информирования аудитории о кандидатах и их программах.
1. Для начала запомните, что предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата. Ключевые слова здесь — это заили против того или иного кандидата. Иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и международным организациям запрещается заниматься предвыборной агитацией. СМИ — основной канал распространения предвыборной агитации, но не единственный. Кандидаты в президенты могут проводить публичные мероприятия, встречаться с избирателями, распространять печатную продукцию и проводить дебаты.
Есть некоторые ограничения для представителей СМИ в этот период. Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.
Казахстанское избирательное законодательство детально регламентирует весь процесс проведения предвыборной агитации и имеет довольно строгие и жёсткие требования для СМИ, которые должны:
– осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий;
– воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащей честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии;
– предоставлять указанным лицам возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания в том же объёме, тем же шрифтом и на том же месте, где были размещены опровергаемые сообщение или материал;
– распространять информацию о мероприятиях по выдвижению всех кандидатов и партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных объёмах печатной площади, эфирного времени.
И хотя законодательство делает оговорку в том, что должностные лица средств массовой информации не несут ответственности за высказывания кандидатов и политических партий в ходе их предвыборной кампании, есть исключение из этого правила. Агитационные материалы не должны провозглашать идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований.
Важно! Редакция СМИ вправе сама определять, участвовать или нет в проведении предвыборной агитации.Обнародование условий и расценок на публикацию материалов предвыборной агитации — это сигнал как раз о готовности публиковать агитационные материалы. Однако в этот период редакции СМИ должны понимать, что публикация агитационных материалов одного из кандидатов влечёт автоматическое согласие на публикацию агитационных материалов других кандидатов в равных объёмах. Что это такое, читайте дальше.
- Правило равного доступа для всех кандидатов к СМИ для проведения предвыборной агитации диктует следующие требования, которые касаются СМИ:
2.1. Одинаковые цены и условия размещения агитационных материалов для всех кандидатов. Предвыборная агитация финансируется из двух источников. Во-первых, государство выделяет средства из бюджета для всех кандидатов на размещение ограниченного количества агитационных материалов в прессе, на телевидении и радио. Во-вторых, сами кандидаты могут оплатить услуги СМИ по размещению агитационных материалов из собственных избирательных фондов. Для второго случая как раз и нужны заранее обнародованные СМИ расценки и условия на размещение агитационных материалов для того, чтобы избежать ограничения прав кандидатов на проведение предвыборной агитации на равных условиях и обеспечить всем одинаковый доступ к медиаресурсам.
Важно! Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующим средством массовой информации не позднее пяти дней до начала проведения предвыборной агитации (не позднее 5 мая 2019 года), а также представлены в Центральную избирательную комиссию при выборах президента. Все данные публикуются на сайте ЦИК РК в специальном разделе, например, по ссылке https://www.election.gov.kz/rus/sved-o-razm-opl/pech-smi.php
Понятно, что из этого требования вытекает следующее правило. Вы не можете предоставлять другим кандидатам рекламную площадь или эфирное время на других условиях или по другим ценам. Это будет расцениваться как нарушение условий проведения предвыборной агитации.
2.2. Одинаковый тираж печатных СМИ. Ещё одно требование — вы не можете изменять тираж печатного СМИ, где публикуются агитационные материалы кандидатов, делать его больше или меньше в зависимости от уровня симпатий и поддержки того или иного кандидата.
2.3. Автоматическое согласие на публикацию агитационных материалов других кандидатов, если вы публикуете или выдаете в эфир агитационные материалы одного из кандидатов. Здесь актуальным может быть вопрос очерёдности выступлений, но по доброй и старой традиции очерёдность определяется по мере поступления обращений кандидатов в редакции СМИ, а также по жребию, если такие обращения поступили одновременно.
ВАЖНО! Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере.
2.4. Опросы общественного мнения. При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать юридическое лицо, проводившее опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.
ВАЖНО! Опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов либо политических партий в сети интернет не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования. Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или пункте для голосования.
2.5. Предвыборные дебаты. Самый интересный момент в предвыборной агитации — это дебаты. Решение о предвыборных дебатах, а также вопросы, которые будут обсуждать кандидаты в президенты, выбор телеканалов, которые будут транслировать дебаты, — всё это прерогатива Центральной избирательной комиссии РК. Предвыборные дебаты транслируются на государственном и русском языках, а очерёдность выступления кандидатов устанавливается по жребию.
Более подробно о проведении предвыборных дебатов — в специальных правилах, утвержденных ЦИК РК: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017434
2.6. Изображения. Запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти — без письменного разрешения наследников.
2.7. День тишины. За сутки до дня голосования вся предвыборная агитация прекращается и наступает день тишины. Во время текущей кампании по выбору президента РК день тишины начнется с ноля часов 8 июня и продлится до ноля часов 9 июня, дня голосования.
Во второй части руководства мы расскажем об освещении хода выборов и подсчёта голосов, а также об ответственности СМИ за нарушение избирательного законодательства