«Новый репортёр» продолжает давать советы для медиа в непростой период агитации на досрочных выборах президента в Казахстане.
Первую часть можно почитать тут.
Совет первый, и он касается опросов общественного мнения. В прошлом году в Конституционный закон РК «О выборах в Республике Казахстан» были внесены существенные поправки и затронули они как раз вопросы проведения предвыборной агитации и проведения опросов общественного мнения как до дня голосования, так и в день голосования, а также опубликования результатов этих опросов.
О чём эти поправки? О том, что теперь опросы общественного мнения по предпочтениям избирателей будут проводить только ограниченное количество социологических компаний. Все они проходят предварительную регистрацию в Центральной избирательной комиссии РК, предоставляя сведения об организации, регионах, где будут проводить опросы общественного мнения, применяемые методы анализа и т. д.
По состоянию на 6 мая ЦИК РК сообщил, что только две компании уведомили ЦИК РК о проведении опросов общественного мнения — общественное объединение «Қоғамдық пікір институты» и ТОО «Научно-исследовательский центр “Молодёжь”».
Значит ли это, что редакциям СМИ теперь лучше воздержаться от публикации голосования для своих читателей на сайтах, что-то вроде «За кого вы отдадите свой голос на выборах президента?». Internews направляет специальный запрос в ЦИК по этому поводу.
Помните также о том, что для публикации опросов общественного мнения недостаточно того, чтобы они были проведены организациями, которые прошли процедуру соответствия требованиям ЦИК РК. Редакции СМИ должны указать в таких публикациях:
- юридическое лицо, проводившее опрос;
- лиц, заказавших опрос и оплативших его;
- время проведения опроса;
- метод сбора информации;
- точную формулировку вопроса;
- число опрошенных;
- коэффициент погрешности результатов опроса.
Следите за сообщениями ЦИК РК по перечню компаний, которые могут проводить опросы общественного мнения по предпочтениям избирателей.
Совет второй, и он касается агитации в интернете. Будьте предельно осторожны с с датами публикаций итогов опросов общественного мнения на сайтах и в социальных сетях. Опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов либо политических партий в сети интернет не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.
Это означает, что предвыборная агитация ещё может продолжаться, она завершается ровно за сутки до дня голосования, но результаты опросов общественного мнения публиковать уже будет нельзя в течение пяти дней до дня голосования.
Агитационные материалы, которые ранее публиковались на сайтах, можно не удалять. По правилам они могут сохраняться на прежних местах. Не допускается только «выведение ранее размещённых материалов на главные страницы интернет-ресурсов».
Совет третий, и он касается предпочтений самих журналистов и редакций СМИ. Публикуя материалы о выборах вообще, рассказывая о встречах кандидатов с избирателями, об особенностях их предвыборных программ и т. д., помните, что у нас предвыборная агитация — это не только призывы голосовать за или против определенного кандидата, но и:
- предпочтение в отношении кого-либо из кандидатов;
- описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов;
- явно преобладающие сведения «позитивного либо негативного аргументирования» (цитата из правил).
То есть от СМИ ожидается прямо-таки нейтральное освещение выборов, без оценок, комментариев, прогнозов и спецэффектов. Вот что написано в правилах по проведению предвыборной агитации:
«Под предпочтением или предвзятостью следует понимать сообщения как позитивного, так и негативного характера о конкретном кандидате или политической партии, преобладающее по объему в отдельном номере периодического печатного издания, преобладающее по объему и выделенное спецэффектами в отдельной теле- или радиопередаче, включение в текст диктора новостей оценки кандидата или политической партии, призывов и обращений к ним».
Совет четвёртый, и он касается экзитполов (exit poll). Для журналиста, конечно, очень приятно спросить у избирателей после голосования, за кого он отдал свой голос. Но, кажется, что экзитполы в Казахстане отменены за ненадобностью. По этому поводу даже у социологов нет однозначного ответа — нужны ли экзитполы, или это слишком дорогой способ узнать то, что через несколько часов объявят бесплатно. Тем не менее, в Казахстане закон запрещает проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или пункте для голосования.
Соответственно, если проводить нельзя, то и публиковать данные экзитполов тоже. Но относится ли этот запрет к журналистской деятельности, мы также планируем выяснить у Центральной избирательной комиссии РК и сообщим вам.