Несмотря на постоянные совершенствования системы железнодорожных перевозок, проезд зайцем иногда остается чуть ли не единственным способом добраться до точки назначения
В пору отпусков купить билеты на поезд довольно сложно, в особенности это касается внутренних рейсов.
Проездной документ нужно приобретать за несколько недель, и то – если повезет. Вот и мне пришлось столкнуться с такой проблемой – срочно нужно ехать в командировку, но мест на поезд в направлении Костанай – Кокшетау не было.
Не увенчались успехом ни поиски через интернет-ресурсы, ни обращение в частные ж/д кассы.
— Свободных мест вообще нет, но вы можете подойти к проводнику, они обычно берут, — посоветовала кассир железнодорожного вокзала.
Не найдя другого выхода, я решилась воспользоваться этим путем. По прибытии поезда подошла к одному из проводников – внешне самому отзывчивому, как мне показалось.
Выслушав мою историю и, видимо, мысленно отметив слово «срочно», поинтересовался, сколько я могу заплатить. Я спросила, сколько именно нужно.
— Я могу сказать и 10 тысяч, — ответил проводник.
К слову, билет на место в купе на данный отрезок стоит около 3,5 тысяч тенге, поэтому, немного поторговавшись, сошлись на 5000.
— Только вам придется ехать в моем купе вместе с моей супругой, — предупредил он.
Спустя пару часов поездки, уже глубокой ночью, проводник разбудил меня и попутчицу и сказал, что на следующей станции в поезд нагрянет проверка и нам нужно спрятаться. После долгих передвижений по вагонам нас определили в вагон-ресторан.
Но потом выяснилось, что наше пребывание там тоже будет слишком заметным. В итоге нас распределили по разным закрытым помещениям – соседку в холодильное отделение с напитками, мне же досталась комнатка, предназначенная для мытья посуды. Дабы мое присутствие было менее видимым, каморку закрыли на ключ и выключили свет.
Пробыв там около часа, решилась включить фонарик на телефоне и обнаружила… молодого парня, компактно устроившегося на верхней полке, предназначенной для багажа. И это только в одном вагоне-ресторане!
Операция по укрытию «зайцев» прошла успешно — еще бы, при таком-то опыте. Спустя два часа мы вернулись в отведенное нам купе проводника.
Согласно п.67 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, проезд в поезде без билета является нарушением.
— В случае обнаружения неоформленного лица уполномоченными лицами перевозчика составляется акт о результатах осмотра в 3 экземплярах на безбилетный проезд, с неоформленного лица взыскивается в пользу перевозчика тариф, равный десятикратной стоимости проезда за проследованное им расстояние от станции посадки и до станции, где функционирует билетная касса и будет произведена его высадка, — говорится в официальном документе.
Получается, в случае обнаружения пострадает только пассажир, так что в его же интересах остаться незамеченным. А нерадивым проводникам безбилетники только в плюс — оплату за неоформленный проезд они делят с начальником поезда (об этом наш проводник тоже упомянул в ходе поездки). Возникает вопрос: а не является ли своевольное «обилечивание» коррупциногенным фактором?
И не создает ли провокационные ситуации, вспоминая недавно прогремевшую на всю республику историю, произошедшую в поезде Тальго на Костанайской земле?
Может, КТЖ стоит задуматься о том, чтобы хотя бы в период отпусков запускать по маршрутам дополнительные вагоны?..
Виктория БОГДАН