Уже скоро члены межведомственной группы будут мониторить соцсети и собирать мнение граждан на этот счет.
Этот год стал своего рода проверкой на прочность многих, в том числе сферы предоставления госуслуг. COVID—19 внес свои коррективы в нашу жизнь. Буквально в считаные дни, недели многие перестраивались, чтобы предоставлять услуги в электронном формате.
— Социальная сфера — одна из чувствительных областей деятельности, так как она затрагивает интересы абсолютно всех граждан. Это же подтверждается статистическими данными. Ежегодно 55% услуг от общего объема оказанных (3,6 млн из 6,5 млн услуг) приходится на эту сферу (49% — здравоохранение, 4% – занятость, 2% — образование), — отметил на совещании «Повышение качества оказания государственных услуг в социальной сфере» руководитель Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Костанайской области Асхат Искендиров, задавая тон разговору.
Из 694 государственных услуг, имеющихся в РК, 363 предоставляются в Костанайской области.
— Более шести миллионов услуг было предоставлено в текущем году в области, из них пять миллионов через портал электронного правительства, поэтому программа цифровизации, которая проводилась в последние годы, прошла проверку на прочность, — отметила в своем выступлении заместитель акима области Бахыт Есимова.
По ее словам, предоставление услуг отражается на самочувствии населения и поэтому этот момент является важным показателем в работе государственного служащего. Однако, как отметила директор Общественного фонда «Гражданский Альянс Костанайской области ГрИн Динара Утебаева, рассказывая «О результатах общественного контроля в Отделах занятости и социальных программ акиматов городов и районов, учреждениях здравоохранения, образования», не каждый госслужащий дорожит своей репутацией.
— Нарушения есть во всех сферах. В поликлинике №4 требовали справку, почему человек лишен водительских прав, в школах просили справки как в электронном варианте, так и на бумажных носителях, хотя есть образовательный портал «Сакура». Во многих госорганах нет графика работы, — отметила Динара Утебаева.
В ответ на ее критику руководители госорганов старались изложить о своих достижениях в сфере предоставления госуслуг. Больше всех вызвало вопросов предоставление услуг людям с инвалидностью. Хотя есть портал социальных услуг, но вопросов здесь много, начиная от получения ЭЦП и до самостоятельного приобретения средств реабилитации.
Все вопросы, которые вызвали спор и требуют решения, были записаны и оформлены в качестве предложений. К разговору о том, как они будут реализовываться в будущем, намерены вернуться члены межведомственной группы. А для этого мониторинговые группы будут работать в соцсетях, делать опрос путем обзвона. Словом, будут изучать мнение народа. Но уже сегодня непонятно, почему отдел занятости акимата г. Костаная требует оценку при выплате финансовой помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, например, при пожаре. При этом речь идет о помощи в 150 тысяч тенге.
— Оценка независимой компании стоит от шести до 20 тысяч тенге, — сказал Асхат Искендиров. — А ведь оценка не является подтверждающим документом.
Причем Костанай оказался единственным городом, который требует такой документ. Внятного ответа на этот вопрос не дала ни руководитель аппарата акима г. Костаная, уполномоченный по этике Вера Клочко, ни руководитель отдела занятости акимата г. Костаная Акбопе Манатова.
Айдар ЗАНГЕР