Апелляционная инстанция Костанайского облсуда оставила приговор в силе.
До последнего никто не верил, что руководитель отдела образования Алтынсаринского района Арайлым Мамаева реально окажется за решеткой.
Педагогу с 19-летним педагогическим стажем наручники надели в зале суда. Мамаева — член Альянса женских сил, член Клуба женщин-лидеров Алтынсаринского района, координатор группы общественного контроля от Министерства здравоохранения, Уполномоченный по противодействию насилию над женщинами и детьми по Алтынсаринскому району в один час из педагога превратилась в зэчку.
— Вы не представляете, как больно и стыдно. У меня же повсюду ученики, мои выпускники, — поделилась с нами Мамаева. — Я не видела этих денег, я просто доверилась людям, отдала ЭЦП и вот теперь за решеткой. Больше всего мне жаль моих детей, которые в шоке от произошедшего, ведь они как никто другой знают, что ни одна копейка вмененных мне денег не пришла в дом.
Приговором Алтынсаринского районного суда от 30 сентября 2020 года Мамаева А.С. признана виновной в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного п.2, 3 ч.3 ст.189 УК РК, и ей назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с пожизненным лишением права занимать определенные должности. На основании ст.46 ч.5 п.2 УК РК отбывание наказания назначено в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
С Мамаевой взыскан в Фонд компенсации потерпевшим принудительный платеж в сумме 50 500 тенге. Исковые требования ГУ «Аппарат акима Алтынсаринского района» к Мамаевой А.С. о взыскании материального ущерба удовлетворены и с нее взыскана в доход государства сумма в размере 9 137 520 тенге.
— Скажите, а если мы найдем эти деньги и заплатим, то могут ее отпустить, — наивно спрашивает супруг Арайлым Ерлан.
Семья не могла найти деньги даже на адвоката, финансовую помощь оказывали подруги из Альянса женских сил. К чему все это? Если верить приговору суда, Мамаева присвоила девять миллионов тенге. Но при этом семья оказалась без денег, дом, взятый в ипотеку, не оплачен до сих пор. Сегодня супруг занят тем, что закрывает мелкие кредиты, которые брали для жизни.
— Поймите, ее подставили, она стала разменной монетой в чужих руках, — говорили корреспонденту «ТоболИнфо» женщины, которые пришли рассказать об этой истории в СМИ.
В принципе, это невооруженным глазом видно и по приговору суда. Мамаева полностью доверилась бухгалтеру Райкину. Сегодня все руководители живут в таких условиях, ключ ЭЦП отдают бухгалтеру. А он уже сам ставит все подписи, правда, как показал этот процесс, ответственность вся ложится на первого руководителя.
Итак, Бахтияр Райкин, являясь бухгалтером по государственным закупкам отдела образования Алтынсаринского района, зная о том, что заключение договоров о приобретении прочих товаров и услуг, стоимость которых не превышает 100 месячных расчетных показателей, не требует обязательной регистрации в Казначействе, и о том, что платежи по ним производятся без приложения подтверждающих документов, неоднократно, умышленно, с целью хищения чужого имущества, договаривался и заключал с индивидуальными предпринимателями Вашкевич Ф.С., Кулачинская К.И., Меняйлов М.А., Куанбаева А.К., ТОО «DATU» через их представителей фиктивные договора о государственных закупках. При этом фактически работы были выполнены другими людьми, не имеющими возможности официально заключить договора, и с ними были уже произведены расчеты.
Согласно приговору, «в последующем полученные денежные средства представители индивидуальных предпринимателей Вашкевич Ф.С., Кулачинская К.И., Меняйлов М.А., Куанбаева А.К., ТОО «DATU» передавали Райкину Б.К., который за вычетом расходов и других отчислений в бюджет, передавал их Мамаевой А.С. После распределения последней указанных денежных средств в соотношении 80% — себе, 20% — Райкину Б.К., Мамаева А.С. с Райкиным Б.К. обратили похищенное в свою пользу, истратив их на свои нужды».
С таким раскладом Мамаева на протяжении всего судебного процесса не соглашалась, и об этом указала при обжаловании приговора первой инстанции. Но суд оставил ее жалобу без удовлетворения.
— Я виновата только в том, что я доверилась Райкину и Павлюк. Ведь знала, что Павлюк была ранее судима, но она работала, когда я уже пришла… — то и дело повторяет Мамаева.
— Более того, суд ей вменил передвижки денег, хотя по сути она этим не занималась, это прерогатива акимата. То, что Павлюк согласовывала передвижки бюджетных средств с сотрудником Отдела экономики Смородиной Е.И. без ведома Мамаевой А.С., нашло подтверждение в суде. Более того, приказы ею вообще не подписывались, — говорит адвокат Юрий Соколов.
Тогда, спрашивается, куда уходили деньги? Вот лишь несколько из фактов: имеется постановление суда, согласно которому за счет образования была приобретена газовая плита в служебный дом акима. Бахтияр Райкин подтвердил факт передачи денег Павлюк Е.Б., по указанию последней, в сумме 400 000 тенге для приобретения люстры в служебный дом акима района. Однако аким района и Павлюк Е.Б. это в суде опровергли.
А еще в деле фигурирует передача бытовой техники с баланса образования на баланс акимата. Не здесь ли кроются ответы на все вопросы.
— Я не могу даже на УДО претендовать, потому что нет у нас возможности оплатить ущерб. Мне тут сообщили, что сын ищет возможность продать почки, чтобы хотя бы ущерб погасить, – обливаясь слезами, рассказывает Арайлым Мамаева.
Айдар ЗАНГЕР
Один комментарий
Daren
Двойные стандарты какие-то: эту несчастную осудили, т.к. ЭЦП пользовались бухгалтер, менеджер по гос.закупкам. Аналогичная ситуация с ЭЦП и у бывшего руководителя Управления образования, однако он проходит по делу как свидетель?!!!