Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон об общественных советах. Согласно закону, общественные советы представляют собой консультативно-совещательные, наблюдательные органы. Действуют они автономно и самостоятельно.
Новый закон также расширяет права и обязанности членов общественных советов. К примеру, их станут привлекать к работе квазигосударственного сектора экономики, закупочных комиссий, что будет способствовать обеспечению прозрачности их деятельности.
Для чего нужны советы и насколько новый закон соответствует концепции «слышащего государства»? Ответы на эти и другие вопросы даст член общественного совета Алматы, президент Казахстанской ассоциации франчайзинга, писатель Бекнур Кисиков.
– Президент Токаев подписал закон об общественных советах. Как Вы прокомментируете само решение о принятии такого закона?
– Это важный для нас закон, мы его обсуждали, давали рекомендации по предварительному проекту. Можно сказать, что для нас он – рабочий и давно ожидаемый.
– Предполагается, что общественные советы станут действенным инструментом коммуникации между властью и гражданами. Насколько, на Ваш взгляд, оправданы эти ожидания?
– Общественные советы уже становятся инструментом коммуникации. К примеру, наш совет вот уже который год является важным мостом и в то же время платформой для взаимодействия общества и власти. Наши заседания открыты. Мы реагируем на все резонансные темы, проводим слушания и выездные мониторинги по многим вопросам, связанным с городскими проблемами.
Эффективность же советов зависит не только и не столько от закона, сколько от самих людей. Совет – это не почетная ложа в зрительном зале, он может и обязан активно вовлекаться в общественную жизнь. В новом законе есть норма, согласно которой член ОС, пропустивший три заседания подряд, выводится из его состава. Пассивно пребывать в рядах ОС не получится, что очень правильно. Порой получается, что реально работают лишь несколько членов совета, а остальные, словно «праздничные генералы» – лишь присутствуют в списке, а воочию их видишь редко.
– Смогут ли предложения общественных советов повлиять на политику государства в различных областях жизнедеятельности общества?
– Я думаю, они уже влияют. Члены советов входят в различные правительственные рабочие группы, комиссии, активно участвуют в обсуждении законопроектов, дают рекомендации, выражают свою активную позицию. Конечно же, я говорю об алматинском совете, но надеюсь, что с другими дела обстоят точно так же.
– Насколько общественные советы на деле смогут выражать мнение граждан?
– Именно для этого они и созданы. ОС должен быть неким рупором общества, активно выражать мнение граждан, причем не только удобное, а любое, особенно на самые злободневные темы. ОС не должен стоять в стороне.
Например, мы поддержали закон о митингах и выступали за то, чтобы в каждом районе Алматы были места для их проведения. Так что в том, что в городе спокойно проходят митинги, есть и наша заслуга.
И тут важно чтобы членами советов были люди с независимой позицией, не ставящие перед собой каких-то корыстных целей, общественники по духу.
Кстати, согласно новому закону, если член совета заподозрен в преследовании личных целей и использует для их реализации совет, то он лишается членства в нем.
– В нормах данного закона прописано, что общественные советы смогут осуществлять контроль над деятельностью центральных и местных исполнительных органов. Насколько это вообще реально?
– Это реально. Мы плотно работаем с акиматом и его управлениями. Существуют четыре нормы общественного контроля: экспертиза, мониторинг, слушания, заслушивание отчета. Иначе говоря, механизм уже работает, некоторые полномочия есть.
Конечно, хотелось бы, чтобы советы имели больше полномочий по контролю за местными бюджетами, особенно в плане предварительной верстки бюджета на уровне проекта. А не тогда, когда нам приносят готовый бюджет и мы уже ничего не можем с этим поделать, кроме как выслушать отчет об его исполнении. Вообще бюджетная дисциплина и контроль расходов – очень важная функция общественных советов. Контроля много не бывает.
– Бекнур Сейтжанович, у Вас уже есть опыт работы в общественном совете. Что удалось сделать и какие недочеты мешали в работе?
– В целом за эти годы удалось сделать немало. Пожалуй, сейчас не имеет смысла рассказывать обо всей проделанной работе, так как это займет много места и времени. Наши заседания доступны для любого желающего. Если вашим читателям интересно, информацию о нашей работе можно посмотреть на сайте almatykenes.kz.
Перечислю лишь ряд тем, над которыми мы работали: экология, ЖКХ, зоопарк, безопасность города (особенно после трагедии с Денисом Теном), рост тарифов, монополисты, общественный транспорт и автостанции. Резонансным стал общественный мониторинг, когда мы выезжали на «Саяхат», «Сайран», ж/д вокзал. Ситуация с автостанциями в Алматы была аховой, и я считаю, что мы дали городу некое направление, как следует работать в этой области.
Также уже не первый год мы совместно с городом работаем над переводом ТЭЦ на газ.
В прошлом году в связи с пандемией наши усилия сконцентрировались в области санитарной ситуации и карантина. Это и вопрос о закрытии ЦГПБ № 12 в связи с массовым заражением медработников, и организация поддержки социально уязвимых слоев населения, нуждающихся жителей Алматы. Был заключен меморандум с ревизионной комиссией Алматы по контролю над средствами, выделенными на борьбу с пандемией, блокпосты, механизмы пропусков. Шел постоянный мониторинг запасов лекарств, оказывалась поддержка МСБ во время ЧП и многое другое.
Члены нашего совета выступали и в качестве волонтеров, доставляя продукты и лекарства представителям социально уязвимых слоев населения. Хотя по большому счету – мы и есть волонтеры. Ведь зарплату за свою деятельность мы не получаем…
Источник : spik.kz