Во время падежа птицы на ТОО «Агроинтерптица» работала республиканская комиссия, а на скамье подсудимых оказался один человек — экс-руководитель областной теринспекции Уразбек Батырбеков
Напомним, в суде №2 Костаная рассматривается уголовное дело в отношении экс-руководителя Костанайской областной территориальной инспекции Уразбека Батырбекова. Его обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшими причинение ущерба в особо крупном размере (ст. 361 ч. 4 п. 3 УК РК).
По материалам дела, Батырбеков создал липовые справки и поддельные акты, чтобы не оглашать точное количество падежа птицы в ТОО «Агроинтерптица». Батырбеков сделал справку о том, что большинство птиц пало не от гриппа, а от асфиксии, скрыл точное количество птиц. Эта справка ввела в заблуждение республиканскую комиссию. В результате птицефабрика не получила полную компенсацию из бюджета.
Напомним, история случилась осенью 2020 года. 18 сентября на аркалыкской фабрике начался падеж. 21 сентября падеж достиг 10 тыс., после чего была проведена экспертиза, которая установила, что птицы заражены гриппом и их необходимо сжечь. За всю уничтоженную птицу «Агроинтерптица» должна была получить компенсацию. По подсчетам, которые предоставила прокуратура, аркалыкская птицефабрика недополучила более 154 млн тенге.
3 июня в ходе судебного заседания допросили обвиняемого Уразбека Батырбекова и приступили к допросу свидетелей.
Обвиняемый не признал вину. Он отметил, что на птицефабрике работала сначала одна республиканская комиссия, в которую он входил. Но затем была создана еще одна комиссия, куда он не вошел и не мог координировать их действия.
— До 20 сентября на птицефабрике, по подсчетам их сотрудников, погибли 69,5 тыс. птиц. Каким образом производился подсчет — непонятно, так как на фотографиях видно, что это были не тушки птиц, а биомасса, смешанная с землей, — пояснил суду Батырбеков и продемонстрировал фотографии этой биомассы. — Все члены республиканской комиссии видели эту биомассу. И справки о том, что птиц невозможно подсчитать, и компенсация за них не положена, были напечатаны в Нур-Султане. И я не понимаю, в чем я злоупотребил полномочиями и чем усмотрел выгоду для себя, — пояснил суду Батырбеков.
Суд приступил к допросу специалистов, которые участвовали в уничтожении и захоронении павшей птицы. Свидетель Магзум Сарсенбай рассказал, что 29 сентября он был командирован в Аркалык в связи с падежом птицы. По его показаниям, до 12 октября вывозили погибшую птицу, а сжигали ее до 27 октября.
— 72 606 голов было посчитано и вывезено за 11 дней. Эту птицу можно было посчитать, так как каждая представляла из себя тушку, — уточнил свидетель. — Мы ее сжигали и захоранивали в траншеи. Она еще тлела, когда доставили еще одну партию. Мы не считали тушки во второй партии, потому что все это было похоже на биомассу, в которой различались лишь скелеты птиц.
Свидетель указал, что он подписал документы, в которых уже стояла цифра 69 606. Ее предоставила сама птицефабрика. Этот же свидетель сделал фото биомассы и отправил его руководству.
К слову, в суде уже выступили и представители аркалыкской птицефабрики. Они пояснили суду, что предприятие доказало в гражданском суде свою правоту и то, что госорганы ущемили их права как субъектов предпринимательства. В результате птицефабрика понесла ущерб в размере 195 700 000 тенге. И сейчас потерпевшая сторона не настаивает на вине Батырбекова. По мнению предприятия, нарушения допустили разные госорганы. И по запросу суда представитель фабрики готова назвать ряд фамилий, которые проходили по гражданскому делу и нарушили права предпринимателей.
Судебный процесс продолжается.
Ольга ГОРАЙ
Скриншот сделан с видеопроцесса