Некоторых дипломированных выпускников разыскивает полиция
Закончив учебу по государственному гранту, некоторые дипломированные выпускники на место работы в село так и не являются. Полиция находит их в Шымкенте, Алматы, Нур-Султане, а то и за рубежом..
Примечательно, что молодые люди предпочитают возместить государству немалые суммы, потраченные на их обучение, нежели отрабатывать два-три года в сельской школе где-нибудь в Мактаральском или Жетысайском районах Туркестанской области. Впрочем, некоторых исчезнувших «молодых специалистов» искать приходится так долго, что когда их местонахождение наконец обнаруживают, то они уже представляют из себя вполне повзрослевших и преуспевающх бизнесменов и бизнесвумен. Которым диплом уже и не нужен, и заплатить миллион другой для них не проблема. Причем преимущественно это молодые специалисты с педагогическим образованием.
Так, например, почти 10 лет дожидались прибытия в общую среднюю школу «Бирлик» поселка Мырзакент Мактаральского района учителя казахского языка и литературы, направленного по распределению Южно-Казахстанского государственного педагогического института еще в 2012 году. Учитель, вернее учительница, Жибек М. закончила вуз по государственному образовательному гранту да к тому же еще и по сельской квоте, как студентка из села. На ее обучение было затрачено из республиканского бюджета 1 012 327 тенге (уточним, что это расценки еще 2012 года). Согласно положению о госзаказе на молодых специалистов, выпускница грантовой программы должна была как минимум три года отработать в сельской школе. Где, между прочим, и поныне ощущается острая нехватка педагогов, не говоря уж о ситуации десятилетней давности.
Но в школе ее так и не дождались. Лишь в июне 2021 года женщина появилась в родном поселке, где ей сразу предъявили иск о взыскании потраченных госсредств и сумму неустойки, как не выполнившей обязательства молодого специалиста. Ответчица в своем отзыве указала, что исковое заявление признает, не возражает удовлетворить иск, задолженность погасит по мере возможности, просит рассмотреть дело в её отсутствие. Видимо, снова уехала в дальние края.
Решением Мактаральского районного суда женщина обязана оплатить миллион с хвостиком за обучение и неустойку — всего-то в 42 532 тенге.
А вот учитель двух иностранных языков, выпускник ЮКГПИ 2019 года, который тогда же по направлению был распределен в школу № 59 имени Я. Есенбекова села Қызылқұм, Жетысайского района, к началу 2021 года был обнаружен проживающим в г. Алматы. Ему предъявили иск на взыскание расходов за обучение в размере 1 773 200 тенге и неустойку в 104 348 тенге.
Через адвоката ответчик попросил направить гражданское дело по подсудности в Бостандыкский районный суд города Алматы, по его настоящему месту жительства. Жетысайский районный суд прошение ответчика удовлетворил, и теперь с «молодым специалистом» и его долгами будет разбираться суд Алматы.
Заочно вынесено судебное решение в отношении выпускницы Южно-Казахстанского государственного университета им. Ауэзова 2019 года, задолжавшей по образовательному кредиту 125 000 тенге. Официально она числилась в документах проживающей в селе Достык Мактаральского района Туркестанской области. Однако, согласно справке акима сельского округа Достык, рапорта участкового инспектора и объяснительных местных жителей, данная выпускница по указанному адресу не проживает. Там проживает совсем другая семья, которая никогда не видела и незнакома с таинственной молодой специалисткой. Тем не менее Мактааральский суд провел дело без участия сторон и вынес решение взыскать с ответчицы все расходы, когда она будет найдена.
Стоит отметить случаи, когда «молодые специалисты» не выполняют свой долг перед государством по довольно уважительным причинам. Что, впрочем, освобождает их от ответственности лишь частично.
Так, жительница г. Туркестана, выпускница Международного Казахско-турецкого университета им. Х. А. Яссави не смогла своевременно и в полном объеме погасить образовательный кредит, задолжав с 2007 года 76 300 тенге. Истец — АО «Финансовый центр», который занимается выдачей образовательных кредитов, просил взыскать с ответчицы кроме основного долга еще и завышенную сумму неустойки (пени) — 21 765 тенге.
В суде ответчица указывала, что на ее иждивении находится 8 малолетних детей. При этом с основной сумой долга она была согласна, а вот неустойку просила из взыскания исключить.
Туркестанский районный суд пошел навстречу многодетной матери и обязал ее оплатить лишь 76 300 тенге – долг за образовательный кредит.
Объективности ради стоит отметить, что вышеприведенные примеры – это, по счастью, лишь единичные случаи недобросовестности молодых специалистов. Между тем десятки и сотни выпускников вузов, получив диплом, с энтузиазмом отправляются в дальние аулы и селы Туркестанской области, где по мере сил сеют светлое и разумное.
Источник: ratel.kz