Люди хотят, чтобы власть их наконец услышала
Городские да и многие сельские жители уже давно поняли и приняли, что в современном Казахстане активно идет процесс урбанизации, который неизменно приводит к исчезновению и упадку сел. И многие с этим смирились. Но не все. Жители п. Кушмурун Аулиекольского района свою родину терять не хотят и активно борются за нее.
Корреспонденты ИА «ТоболИнфо» выехали в поселок и пообщались с местными жителями. Лидер группы активистов Кушмуруна Усам Гучигов рассказывает, что в деревне годами копятся нерешенные проблемы, а сменяющие друг друга акимы на ситуацию не влияют.
– Пока чиновники отчитываются, что у нас убран мусор, проведено освещение, приведен в порядок парк, очищены улицы, мы, люди, живущие здесь, делаем это все своими силами! – наперебой говорят нам кушмурунцы. – У нас только в июне начали грейдировать улицы, хотя должны были начать еще в апреле.
Несколько лет назад фонд «Самрук- Казына» подарил поселку детскую площадку за 60 млн тенге. И только год назад местный акимат взял ее к себе на баланс. То есть до этого времени площадку никто не обслуживал.
Смело можно сказать, что такой инфраструктуре костанайцы могут позавидовать: тут десяток тренажеров, горки, качеля-гамак (более надежная и еще не сломанная, как в Костанае), футбольное поле.
Усам Гучигов рассказывает, что в прошлом году жители поселка все вместе скинулись и приобрели камеры видеонаблюдения, которые ведут напрямую в акимат. Таким образом кушмурунцы хотят оберегать площадку от вандалов, которые здесь уже побывали.
– Мы собрали более 400 тыс. тенге на установку камеры, фонарей, ремонт девяти тренажеров и скамеек, – говорит Усам Гучигов. – Мы думали, что это на годы, но ошиблись. Мы снова две недели сидели там и все ремонтировали.
Местные говорят, что площадку необходимо огородить забором и поставить охрану, чтобы это подарок сохранить. Кроме того, ее нужно убирать. По словам кушмурунцев, акимат за этим не следит.
– Очень странно, что все эти годы площадка была «всенародной», но по сути ничьей и, значит, бесхозной, – отмечает Усам Гучигов.
На встречу с журналистами пришло более десятка человек. Все они захотели высказаться.
– Кушмурун приходит в упадок, а наш аким с нами не работает, – говорит Татьяна Наумченкова. – Ничего сам не делает и с нами «дружить» не хочет. У нас спилили под корень здоровый сад, якобы хотели там строить стадион, но строительства нет. Раньше поселок был оазисом, а теперь превращается в пустыню.
– У нас есть полигон ТБО, но многие вывозят свой мусор за поселок и бросают в поле. Вы не видели, что творится на периферии. Кушмурун просто окольцован мусором! – подчеркивает Ирина Заря. – Раньше ездила машина и собирала мусор у частных домов, теперь этого нет. Многие не хотят ехать далеко на полигон, поэтому устраивают свалки где-нибудь поближе. И никто этим не занимается, полиция не работает. Никому до этого нет дела. У нас по центру поселка, по дорогам бродит скот, но их хозяев не штрафуют. А коровы и лошади сжирают все посадки, цветы, охранник нашей больницы только и успевает их отгонять.
Фрида Резниченко добавляет, что в Кушмуруне почти нет освещения и дети зимой ходят в школу в полной темноте. Этой проблемой занялись только недавно, после обращения местных в аппарат президента.
Усам Гучигов уверяет, что все эти проблемы местные были бы рады решать на месте, но аким Сапар Курмангалиев с ними связь не держит. Если раньше в ответ на предложения и жалобы он отвечал: «Сделаем!», то сейчас предпочитает отмалчиваться. Это взгляд местных жителей.
– Я родился и вырос в Кушмуруне. Он был большой, красивый, ухоженный, здесь жили 24 500 человек. Сегодня осталось 8 600, и то если наберется, – приводит пример Гучигов. – Все уезжают в поисках лучшей жизни. Но местной власти – ни акиму поселка, ни района – дела до этого нет. Сапар Курмангалиев уже полтора года у власти, за это время население сократилось с 9200 до 8600. 600 человек проголосовали ногами. Если такие темпы сохранятся, нам осталось лет 10. Надо здесь создавать условия, чтобы людям было комфортно жить. Абсолютное большинство наших проблем устраняются на месте: сломал – восстанови, нарушил – отвечай. Кто-то же должен это контролировать! Но хозяина в поселке нет.
– У нас нет с акимом элементарной связи: он не вступает в нашу группу, чтобы можно было туда скинуть фото проблемного участка и напрямую сообщить ему, – добавляет Юрий Гончаров.
– Мы понимаем, что аким не может все знать и все видеть, но мы ведь можем ему подсказать, – считает Любовь Петраченко.
По мнению местных жителей, аким начинает шевелиться только в преддверии приезда больших гостей.
– В мае к нам должен был с рабочим визитом прибыть Архимед Мухамбетов, но поездку перенесли, – рассказывает Усам Гучигов. – По гостевому маршруту убрали мусор и после новости об отмене визита бросили их вдоль дороги. Так они пролежали 1,5 месяца, пока мы не пожаловались акиму района. Когда наш аким приехал за мусором, мы засняли этот процесс на видео, в ответ нас обматерили. Мы решили, что это уже слишком, и обратились в департамент по делам госслужбы.
30 июня представитель ведомства Алмат Оспанов приехал в Кушмурун и ознакомился с проблемой. Он сообщил, что будет проведено расследование по факту нарушения служебной этики.
Вместе с местными жителями мы проехали по поселку: тут безнадзорно гуляет скот, на дорогах стоит пыль, а за поселком – километры мусора.
Образцовым можно назвать разве что кладбище, где активисты за свои средства установили 43 пролета забора, покрасили его, обустроили контейнерную площадку, поставили типовой мусоросборник, туалет и лавочку. Люди захотели удобств и сделали их сами.
– Мы показываем, как надо, но нашему примеру не следуют, – подытоживает Усам Гучигов.
Аким Кушмуруна Сапар Курмангалиев с претензиями местных жителей не согласен. Он говорит, что обвинения по поводу дорог беспочвенны: лот на грейдирование улиц поселка был размещен на сайте госзакупок 12 апреля, но желающих не нашлось.
– Я предлагал эту работу ТОО «Ван», известной в области компании, но когда они узнали стоимость – 1,7 млн тенге – не согласились. Местным ИП предлагал, тоже не хотят. Для них это копейки, – рассказал нам Сапар Курмангалиев. – Тогда мы повторно объявили конкурс, и на нас вышел ИП «Каусар» из Костаная. 26 апреля мы заключили с ним договор, и 1 мая должны были начаться работы. Но у подрядчика техника была где-то на стороне, он попросил подождать до 5 мая.
Затем еще просьба, и грейдирование было начато только 18 мая. При проверке качества выполнения работ всплыли нарушения. Процесс встал.
– Так как упустили время, земля высохла, дождей не было, вместо четырех раз надо было проходить дорогу грейдером пять раз, но это уже свыше установленной суммы, – продолжил аким Кушмуруна. – 19 июня мы провели собрание с замакимом района и местными жителями, среди них был и Усам Гучигов, и оповестили всех, что возникли такие сложности.
Через время работа пошла. По информации Сапара Курмангалиева, 25 июня подрядчик начал грейдировать ул. Кутузова, Серикова, но потом техника в очередной раз сломалась. 28 июня грейдер прошел по ул. Суворова, Горького, Свиридова…
Единственная улица, которую асфальтировали в этом году, – Ленина. Чуть более 3 км дороги обошлось в 120 млн тенге.
Насчет проблемы с мусором аким высказывается однозначно: раньше по частным домам ходила машина, собирала мешки и централизованно вывозила на полигон. Но многие перестали платить, поэтому эта идея сошла на нет. Участковый никого не штрафует за складирование мусора, потому что нарушителей надо ловить на месте, иначе доказательств нет.
– Субботники мы проводим постоянно. Три раза чистили 15 км дороги, на четвертый раз приехали, а там та же картина, – рассказывает Сапар Курмангалиев. – 38 мешков собрали, три мешка из них – только памперсов. И это не наши мешки 1,5 месяца лежали, это кто-то снова туда выбросил свой мусор.
На вопрос про площадку за 60 млн и строительство нового стадиона Сапар Курмангалиев тоже ответил:
– Почему ее раньше не приняли на баланс, я не знаю, я тогда не работал, – пояснил он. – Сейчас мы ее ремонтируем и убираем. Насчет вырубки деревьев: да, мы собирались там строить стадион. Мы вырезали один ряд деревьев, но местные жители выступили против, поэтому мы свернули строительство.
Повсеместный бродячий скот аким тоже отрицает: пастуха нет только в южной части поселка. В других местах скотину пасут централизованно.
Да и с доводами про «пустыню» Курманглаиев не согласен: в этом году около акимата посадили 153 сосны, а около вокзала – 163.
– Я пришел в конце 2019 года, в это время в поселке были проблемы с бродячими собаками, топило ул. Степную, не было свободного места на кладбище. Мы все это устранили, – заключил аким.
Тем не менее, диалога и понимания между активистами поселка и властью по сей день нет. Но местные жители сдаваться не намерены. Они надеются, что у Кушмуруна все-таки есть будущее. Даже несмотря на закрытие колонии и постепенное увядание местных предприятий.
Татьяна НАЗАРУК
Фото Абиля ДОЩАНОВА