В этом учреждении отбывает наказание одна женщина
Первой женщиной, которая отбывала наказание, была Вероника Савельева. В феврале текущего года сюда прибыла 32-летняя казахстанка, ставшая второй женщиной, которую отправили отбывать наказание в мужскую колонию.
Женщина была осуждена по части первой статьи 380 Уголовного кодекса Казахстана за применение насилия к представителю власти. Ранее наказание она отбывала в Восточно-Казахстанской области, но позже была переведена в мужскую колонию, расположенную в Аркалыке (Костанайская область). По словам начальника колонии Армана Жалмишева, о проблеме переполненности неоднократно заявляли на уровне Костанайского департамента и Республиканского Комитета УИС, однако решения пока нет. В настоящее время в учреждении находится более трехсот заключенных, что является сверхположенного численного лимита.
12 октября 2021 г. члены ОНК Динара Утебаева, Аблай Ермагамбетов и Несебели Басенова посетили УК-161/12 в г. Аркалыке. Они ознакомились с условиями содержания, питания и лечения осужденных, а также встретились с теми, кто ранее обращался в ОНК с письменным запросом.
Как известно, такая колония единственная в республике, сюда направляются все нарушители тюремной дисциплины из 99-ти учреждений уголовно-исполнительной системы, которые есть в Казахстане.
— Только членовредителей здесь находится семьдесят семь, — говорит Жалмишев.
В ходе мониторинга члены ОНК посетили место для прогулок, осмотрели камеры наблюдения, пищевой блок, склад с сухими продуктами, проверили качество и количество приготовленных блюд, пообщались с осужденными. Условия, как отмечают члены ОНК, оставляют желать лучшего, во многих тюремных помещениях размещено по восемь человек.
— Жалоб на питание и содержание со стороны осужденных не поступило, — рассказывает член ОНК Динара Утебаева. — Хотя, честно сказать, мне показалось, что это одно из худших мест из всех учреждений уголовно-исполнительной системы в области. На момент посещения сотрудники УК устраняли канализационный порыв, отчего был ужасно неприятный запах в столовой, пекарне и в административных помещениях. Здание очевидно требует ремонта, даже санузлы для сотрудников учреждения в антисанитарном состоянии, что говорить об остальном.
Члены ОНК встретились с заключенным А. по жалобе на лечение поврежденной кости, а точнее отсутствие лечения. Травма получена еще 2,5 года назад, с тех пор осужденный получает лечение только мазями и массажами.
— Мы не врачи, чтобы ставить диагноз, но то, что мы увидели под бинтами, повергло нас в шок. Нога гноится. Возможно, нужна операция. Осужденный неоднократно поднимал вопрос о переводе в сангород для глубокого обследования, получал отказ. Насколько мотивированный — пока непонятно, — отмечает Утебаева.
Со слов заместителя начальника по воспитательной работе Дархана Нурекешева администрация колонии направляла снимки рентгена в местную поликлинику, которая ответила, что не имеет узких специалистов, а именно сосудистого хирурга, необходимо обратиться в область.
Пообщаться с медицинским работником о том, почему с 2019 года вопрос не сдвинулся с места, членам ОНК не удалось, во время посещения медчасти её не оказалось на месте.
— К сожалению, такие ситуации в колониях области, когда не предоставляется медицинская помощь, возникают все чаще и чаще, что в корне потиворечит Правилам Нельсона Манделы, где подчеркивается, что предоставление медико-санитарного обслуживания заключенным является обязанностью государства, и что отношения между медицинскими специалистами и заключенными должны регулироваться теми же этическими и профессиональными стандартами, которые применяются к пациентам в обществе. Кроме того, Правила возлагают на медико-санитарные службы в тюремных учреждениях задачу по оценке и охране физического и психического здоровья заключенных, с уделением повышенного внимания заключенным с особыми потребностями, — подчёркивает председатель ОНК по Костанайской области Александра Сергазинова.
Айдар Зангер