Всего по району имеются 14 школ, две из них будут закрыты — в Аралколе и Фрунзе
Когда-то известный на весь Казахстан совхоз «Бестауский» в п.Аралколь, похоже, доживает последние дни. После переименования даже новой таблички не появилось на въезде в поселок. Бестауский сельский округ был преобразован в село Аралколь в 2008 году. Село держалось, пока была хоть начальная, но школа. Буквально в начале августа приехал в посёлок специалист районного отдела образования и объявил о ее закрытии. Теперь родители детей в недоумении: как жить дальше и что делать?
— У меня двое детей учатся в Алтынсаринском районе, живут у бабушки, а теперь еще двоих надо куда-то пристраивать. Бабушка не потянет, не знаю, как быть? — рассказывает многодетная мама Аида Ищанова.
У нее шестеро детей, самому младшему два года.
Больше всего обидело ее и всех у кого есть дети, что они не заслужили даже того, чтобы к ним приехал аким района или руководитель отдела образования. Акима вообще видели последний раз в феврале.
— О закрытии школы нам объявил специалист отдела образования по имени Алихан, и никому нет дела до того, что делать с детьми, где их учить. Ничего не было сказано, на какой интернат можно рассчитывать, — в один голос твердят жители п. Оралкуль.
В недоумении не только ученики и их родители, но и пятеро учителей, которые работали в этой школе.
— В советские годы мы построили школу с десятилетним образованием, были чуть ли не единственные в области, кто сохранил обучение на казахском языке. Здесь, в Аралколе, на заре независимости проходили республиканские мероприятия по педагогике, и все гордились тем, что вот есть она, школа с казахским языком обучения. У нас все брали методику обучения, программы. А сейчас, когда Казахстан гордится своей суверенностью, нашу школу закрывают, — в сердцах рассказывает аксакал Койшибек Мурзахметов.
О том, что в поселке было две школы на 400 учащихся, напоминают лишь руины.
Мурзахметов не собирается никуда уезжать, потому что здесь похоронены его предки, здесь родовое кладбище. Раньше жили двумя юртами в одной местности, вот и он будет жить здесь, даже если останется один.
— Каждую зиму уезжаю в город, вожу внучку в школу, а как только становится тепло, рвусь домой. Здесь похоронен мой муж, поэтому не хочу уезжать отсюда навсегда, — рассказывает 53-летняя жительница посёлка Гульнар Журмагамбетова. — А какой здесь чистый воздух!
Несмотря на то, что в поселке нет магазина, почты, Дома культуры, люди остаются здесь жить, потому что здесь родились, здесь их дом. Их не пугают развалины, которые заполнили когда-то процветающий поселок. Жители спокойно ходят по улицам в любое время суток, зная, что они в безопасности, потому что они на родной земле.
— Разве можно в детях воспитать патриотизм, живя на съёмных квартирах в состоянии выживания? Любовь к стране начинается с любви к малой родине, где можно пробежаться босиком по траве, поспать на сеновале, — рассуждает Журмагамбетова.
Семья Бейбит Жалбаркуловой приехала с юга по программе переселения. У нее пятеро детей, она учитель английского языка. Вместо надежды на будущее, каждый ее день направлен на выживание. На работу ездит за 60 км в п. Дружбу, туда же возит на учебу своих детей.
— Самое обидное, что многие хотят с юга переехать сюда, нужны только рабочие места, но здесь ничего не создается. Местная власть не старается что-либо создать, привлечь, — рассказывает Бейбит.
Как выяснили корреспонденты «ТоболИнфо», в селе даже аким не живет, он у них, как выразились жители, «вахтовый», и, естественно, ему не до проблем народа.
— Он у нас бывает раз в неделю, а порой и этого нет, — в один голос твердили жители на мгновенно организованном собрании. Чуть больше 25 семей говорили о своих проблемах.
— У нас во дворе электрический столб шатается, я уже два месяца назад об этом сообщила акиму, боюсь за детей. Но он только обещает, — рассказывает Аида Ищанова.
Аким поселка Жандос Сыздыков с семьей живет в Камыстах. А ведь его трое детей изначально могли бы сохранить школу. Ведь именно из-за недостаточного количества учащихся принято решение о полном закрытии школ.
— Я родом из Бестау и знаю все проблемы, я- патриот своего села- прокомментировал свое постоянное отсутствие на месте Сыздыков. — Последнюю неделю занимаюсь саранчой.
— А что вы с ней делает?
— Езжу по полям. А вообще разъясняю государственные программы, — ответил аким, заехав по дороге в Камысты пообщаться с корреспондентом.
Правда, какие государственные программы и кому он их разъясняет, Сыздыков ответить не смог. А нужны ли эти программы тем, когда они, народ поселка, никому не нужны, предоставлены сами себе?
Александра Сергазинова,
фото Нуржана Смаилова