Удастся ли полиции раскрутить зарегистрированное в ЕРДР дело?
История, которая произошла с жительницей Костаная — готовый сценарий для любого фильма. Все началось в мае 2022 года, когда 55-летняя Айман Саметова попалась на рекламу в социальных сетях, где всех желающих приглашали вложить инвестиции в АО «НК «КазМунайГаз», «Халык банк» и получить хорошие дивиденды.
— Она и сегодня распространяется повсюду, даже на телевидении. Я открыла рекламу, посмотрела, а на следующий день мне позвонила девушка, представилась Катериной, менеджером «Халык банка». Рассказала, что тысячи граждан Казахстана зарабатывают на инвестициях. И это все официально одобрено правительством, — вспоминает Айман. — Пару дней вела со мной беседы по телефону, что можно начать вложения с 70 тыс. тенге через карту «Халык банка». После чего меня зарегистрировали на платформе Webtrader Investcorp.pro присвоили ID номер, чтобы я самостоятельно могла заходить в свой личный кабинет и видеть все совершенные сделки. Прикрепили ко мне аналитиков по нефти и газу, которые обучали и обещали миллионы.
По словам Айман, чтобы вывести первую прибыль в размере 15-20 долларов (около 6500 тенге), необходимо было предоставить счет карты «Каспи банка». Ежедневно с аналитиками Айман совершала сделки, и прибыль росла на 3-5 долларов. Через некоторое время менеджеры объяснили, что необходимо вложить еще дополнительные средства, которых у Айман не было. Но и здесь нашли выход — менеджер «Халык банка» Катерина предложила ей в рассрочку сумму 1 300 000 тенге для работы.
— Средства в долларах были переведены на мой лицевой счет в течение дня, мне их показали, а с проводимых сделок прибыль значительно увеличивалась от 100 до 230 долларов. И лишь спустя время, когда на почту пришло напоминание о ежемесячной оплате кредита в размере 65 000 тенге, я узнала, что те самые 1 300 000 тенге оформлены на меня в качестве кредита в Solva bank, — говорит Айман Саметова. — Между тем аналитики убедили меня скачать программы «AnyDesk» и «TeamViewer», а также платежную платформу «Бинанс» и привязать данные карты к ним. Чтобы проверить, как это работает, опять нужны были вложения. У меня не было денег, но мне вновь оказали медвежью услугу. Компания дала для работы 145 000 тенге на карту «Халык банка» и проверила в действии, как переводятся деньги через «Бинанс» на лицевой счет инвестиций. В результате оказалось, что на мое имя был оформлен микрокредит на месяц до 3 августа 2022 г в сумме 152 250 тенге, на который позже пошла пеня за просрочку.
По словам Саметовой, на платформе ежедневно совершались сделки, инвестиционный счет рос, женщина богатела буквально на глазах, мечтала, куда потратит деньги.
— Мои консультанты сообщили, что ожидается две крупные арбитражные сделки на бирже, и они подали заявки на 8 июля и на 18-19 июля. Но для участия нужен стартовый капитал от 6500 долларов, а у меня к тому времени не было полной суммы. Они уговорили меня взять еще кредит в сумме 1 000 000 тенге в «Каспи банке» и отправить на имя Леонида Дмитриевича, — поясняет Саметова. — Первая сделка прошла успешно, на экране личного кабинета появилась сумма в 19 800 долларов, однако вывести не дали, стали уверять, что деньги должны быть некоторое время на счете. 18 августа 2022 года сумма удвоилась автоматически, в итоге выросла в 3 раза и составила 54 млн тенге. После чего мне стали приходить на электронную почту письма с различными препятствиями, не позволяющими снять деньги. Меня снова и снова уговаривали переводить большие суммы на имена других людей.
В результате, Айман оформили онлайн-кредит в еще в одном банке на сумму в 650 000 тенге, так же консультанты уговорили занять у родственников и друзей 1 300 000 тенге.
Женщина вспоминает свои действия и никак не может понять, почему все это сделала. При этом она не делилась случившимся ни с кем из близких друзей или родственников. Первые подозрения закрались, когда ее аналитики стали выходить на связь через раз.
Айман попросила брата занять солидную сумму денег, закрыла досрочно крупные кредиты в банках, чтобы не набежали проценты, закрыла свой депозит, онлайн-кредит, отдала долг подруге. Думала на этом все, завершились ее беды. Как оказалось впоследствии, все только начиналось…
— Мне позвонили из КНБ и Национального банка РК. Сказали, чтобы я никому не рассказывала о том, что со мной приключилось, а помогла раскрыть мошенников. С меня взяли расписку о неразглашении истории. Словом, я должна была стать живой приманкой, — говорит Айман.
Искренне веря словам молодых людей и думая, что это работают сотрудники КНБ, Айман делала все, что ей говорили. Они заверяли ее, что после всех оперативных действий, кредиты будут аннулированы, кредитная история станет чистой, а документы на все движимое и недвижимое имущество будут переоформлены и возвращены.
— Между тем мошенники попросили меня продать квартиру. Я сделал так, как говорили сотрудники КНБ. Продала квартиру и отправила деньги. Затем они сказали, что нужны еще деньги. Так я продала еще две квартиры, принадлежавшие моей сестре — инвалиду, — со слезами на глазах рассказывает Айман Саметова.
Отрезвление пришло, когда в квартиру зашли новые хозяева, но все договора были уже подписаны, оформлены нотариально. Более того, Айман сама написала расписку, что продает квартиру с мебелью и всеми вещами. Этот вопрос так же был оговорен с людьми, которые называли себя сотрудниками КНБ.
— Когда я узнала о ситуации, я просто не могла поверить. Айман с сестрой в течение двух месяцев стали бомжами. Мы написали заявление в полицию. Но боимся, что дело не будет расследовано. А я вижу очень хорошую преступную группу, которая работает, возможно, с использованием гипноза. Люди попадают под их влияние, — отмечает Сауле Демежанова, подруга Айман.
Информационное агентство «ТоболИнфо» сделало официальный запрос в департамент полиции по этому случаю.
— По заявлениям Саметовой А.А. и Баймухамбетовой Ж.А начаты досудебные расследования по ст. 190 ч4 п.2 УК РК («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»). В ходе досудебного расследования установлено, что причастность правоохранительных и специальных государственных органов Республики Казахстан к преступлениям не подтвердилась, – говорится в ответе заместителя начальника департамента полиции по Костанайской области Д. Байбусынова.
Потерпевшие очень надеются, что расследование будет доведено до конца.
Александра СЕРГАЗИНОВА