Подсудимый рассказал свою версию произошедшего, отличную от официального обвинения
В суде №2 Костаная продолжается рассмотрение коррупционного дела в отношении экс-председателя коллегии по административным делам Костанайского областного суда Аскара Дарбаева и предпринимателя, а в прошлом замакима Сарыкольского района, Елжаса Калкаева.
Напомним, что по версии следствия первый подсудимый принимал взятку в размере 19 млн тенге у недропользователя Михаила Корнеева за положительное судебное решение, а второй был посредником.
Дело рассматривается с 17 августа. Спустя ровно три месяца суд наконец приступил к допросу подсудимых.
Первым выступал Елжас Калкаев. Предприниматель с самого начала говорил, что вину признает. Сегодня в суде он свои слова подтвердил и отметил, что его знакомый Аскар Дарбаев первым рассказал о деле Корнеева и предложил «помочь» бизнесмену решить проблемы… Но изучивший все материалы дела, в том числе протоколы допросов, Аскар Дарбаев попытался уличить Калкаева во лжи.
— На стадии досудебного расследования вы говорили, что это была ваша инициатива, вы хотели заработать, получить благодарность от двух сторон — суда и Корнеева, — парировал Дарбаев. — Так кто на самом деле предложил оказать эту «помощь»?
— Да как я мог по своей инициативе пойти к Корнееву? Сначала я переговорил с Дарбаевым, он обозначил, что есть такое дело, а потом я уже поехал к предпринимателю, — отвечал Елжас Калкаев.
Также во время допроса он признался, что на самом деле никогда не виделся с экс-председателем областного суда Анатолием Смолиным, чья фамилия тоже упоминается в уголовном деле. Калкаев козырял знакомством с таким высокопоставленным человеком, чтобы произвести впечатление на Михаила Корнеева и убедить его в своей серьезности.
— Я раскаиваюсь в содеянном, — повторил подсудимый.
Аскар Дарбаев с позицией своего «товарища по обвинению» явно был не согласен, потому что постоянно задавал уточняющие вопросы о датах встречи Калкаева с Корнеевым, пытался выяснить, когда потерпевший узнал о сумме взятки.
— Почему вы в первый же день, когда услышали предложение от Калкаева, не пошли в КНБ? — задал вопрос Дарбаев Михаилу Корнееву.
— Я не воспринимал его слова. Но когда прозвучала ваша фамилия, она мне была знакома, тогда я задумался о серьезности намерений, — объяснил потерпевший.
Аскар Дарбаев подал несколько ходатайств, в том числе просил вызвать в качестве свидетелей сотрудников КНБ, следователей, экспертов — почти 10 человек, а также попросил исследовать вещдоки — те самые деньги, которые он принимал от Калкаева. Для чего это нужно, Дарбаев сразу не сказал, но отметил, что у него есть несколько вопросов.
Судья Мерей Аманжулов удовлетворил только второе ходатайство. Пакет со взяткой доставили на процесс. Прокурор Танат Тасов в перчатках открыл мешки, достал пачки с купюрами. Там было 13,5 млн тенге. Почему не 19, как указано в обвинении? Остальную сумму, как пояснял ранее Калкаев, Дарбаев оставил у него «на хранении».
Так какие вопросы возникли у подсудимого к деньгам? Дарбаев попросил найти в пакетах какие-то бумаги, и они действительно там были — что-то вроде квитанции из банка, где снимали средства. Значился там логотип Kaspi.
— Ранее Михаил Корнеев говорил, что снимал деньги из Jusan, а тут Kaspi, — заметил Дарбаев.
Имеет ли это для дела какое-то значение? В зале стали шептаться, что подсудимый таким образом просто затягивает процесс и отвлекает внимание от главных фактов. Адвокат Дарбаева Куандык Мухамедьяров заявил, что его доверитель имеет законное право на защиту всеми способами и указывает на противоречия.
Наконец, последним показания дал сам Аскар Дарбаев. Он рассказал, что осенью 2021 года он находился в гостях у Елжаса Калкаева, когда те решили выйти за напитками в «Пиваторию».
— Я знал, что у Калкаева есть свой пивной магазин, поэтому пошутил, что он покупает у конкурентов, — вспоминал Дарбаев. — Калкаев сказал, что это магазин дочери его знакомого Корнеева. Мне данная фамилия была известна по делам, которые рассматривались в мою бытность в суде Костанайского района. Об этом я сказал Калкаеву.
Михаил Корнеев много и долго судился за право заниматься продажей песка. На фоне этих событий, излагал Дарбаев, Калкаев попросил «помочь» предпринимателю с его проблемами.
— А как помочь? Дело же уже окончено. На этом мы прекратили разговор, — подчеркнул подсудимый.
Весной 2022 года к этой теме снова вернулись. Елжас Калкаев обратился к Аскару Дарбаеву с той же просьбой о «помощи». Подсудимый заверил, что он в такие вещи лезть не хочет.
Чуть позже, продолжил Дарбаев, он собрался покупать квартиру. Калкаев свел его с застройщиком Айткужиновым, те заключили предварительный договор. Однако у подсудимого не хватало денег и он попросил у товарища взаймы. Калкаев сказал, что пока помочь ничем не может, но будет иметь в виду.
— Жена Калкаева — тоже судья. В августе прошлого года он попросил уладить вопрос с командированием его жены в Костанайский район. Но решения принимал не я, а Смолин, поэтому мы поехали в Боровое, где тогда находился в отпуске экс-председатель суда. Мы обсуждали там именно возможность перевода супруги Калкаева, — настаивал Дарбаев.
Напомним, что ранее в показаниях фигурантов дела звучала другая версия — к Смолину ездили, чтобы получить одобрение по «продаже» положительного решения суда по последнему делу Корнеева.
— Когда мы направлялись домой из Борового, Калкаев вспомнил о моей просьбе одолжить денег и сказал, что может мне занять. Откуда он собирался их брать, я не знал, — продолжил Дарбаев. — Речь шла о 20 млн тенге, но 1 млн Калкаев должен был отдать человеку за помощь, еще 4,5 млн нужны были ему по работе, остальную сумму он был готов отдать мне. Когда мы встретились для передачи денег, меня задержали сотрудники КНБ. Я сразу сказал, что эти деньги беру в долг, а имя Корнеева всплывало в наших разговорах два раза, и я эти просьбы о «помощи» сразу пресекал, говорил, что в это лезть не собираюсь.
Рассмотрение уголовного дела продолжается.
Татьяна ФАЙЛЬ, фото автора