Также на скамье подсудимых заместитель директора ТОО «Олжа-Агро» Алмаз Кулмырзаев
Согласно фабуле дела, Мирас Турежанов, являясь директором костанайского представительства АО «Продкорпорация», оказал содействие в получении продовольственного кредита предпринимателю, который представлял интересы ТОО «Олжа Алтын-Инвест» и ТОО «Олжа-Ряжское». Турежанов предоставил недостоверные данные в центральный аппарат, тем самым предприниматель смог получить гораздо больше зерна, чем положено по нормам. За это экс-директор взял с Алмаза Кулмырзаева 350 тысяч тенге. В результате действий Турежанова ТОО «Олжа-Алтын Инвест» незаконно получили товарный кредит в размере 146 тонн семян сельскохозяйственных культур, а ТОО «Олжа-Ряжское» — в размере 11 000 тонн. Турежанову грозит от трех до семи лет лишения свободы по статье 366 ч.2 — получение взятки. Алмаза Кулмырзаева могут наказать на тот же срок за дачу взятки.
Сегодня в суде проходил допрос свидетелей по делу. Первым выступил исполняющий обязанности директора костанайского представительства АО «Продкорпорация» Алмат Шаяхметов. На момент совершения преступления он был заместителем подсудимого.
— Турежанов отправил меня в «Олжа-Агро» с просьбой забрать кое-что, но что именно, он не пояснил. По приезду я сразу пошел в кабинет к Кулмырзаеву, который спросил у меня: «Сколько?». Я эту информацию не понял и позвонил начальнику, тот ответил — 350, — рассказал в суде Алмат Шаяхметов. — После чего Кулмырзаев достал из сейфа пачку денег и передал мне. В тот момент я не подумал ничего плохого, решил, что это их личные дела, может долг отдает или еще что-то. Когда я вернулся на работу, то отдал эту сумму Турежанову в кабинете. Это видели менеджеры, водитель и юрист, которые в этот момент находились рядом. Когда в результате меня начали допрашивать сотрудники антикора, для меня это было шоком.
Адвокат Турежанова Сабыржан Иманбаев задал вопрос. Защитника интересовало, не просил ли экс-директор «Продкорпорации» оставить все в тайне?
— Нет, такого не было. Он при всех взял деньги. Поэтому я даже подумать не мог, что это была взятка, — ответил свидетель.
Далее был допрошен один из менеджеров «Продкорпорации». Молодой человек пояснил, что такое продовольственный кредит, как происходит процедура его получения и почему организация перестала выдавать кредиты деньгами.
Как выяснилось, продовольственные кредиты аграриям начала выдавать совсем недавно. Причиной этому послужило то, что заложенных на субсидии денег не хватило.
— Процедура происходит в несколько этапов. Сначала наш филиал принимает необходимый пакет документов. Мы их обрабатываем, проверяем на соответствие нормам и направляем в центральный аппарат. После чего эти бумаги расходятся по департаментам, еще раз проходят тщательную проверку и направляются в координационный совет, который состоит из нескольких человек. На этом этапе члены совета проверяют, соответствует ли нормам запрашиваемый предпринимателем объем товара. Соотношение должно быть следующим: 1 тонна зерна на 1,5 гектара посевной площади. Если все в порядке, то совет направляет ответное письмо в центральный аппарат, после утверждения руководством, мы составляем договор, — пояснил менеджер костанайского представительства АО «Продкорпорация» Никита Скрытник.
У участников процесса возник закономерный вопрос. Как при таком большом количестве участвующих в процессе выдачи кредита людей Турежанов сумел помочь Кулмырзаеву, а ТОО «Олжа-Алтын Инвест» и ТОО «Олжа-Ряжское» получили субсидий больше, чем положено по закону. Свидетель на этот вопрос ответить не смог, зато пояснил, что филиал не имеет права ослушаться вышестоящее руководство, и все решения принимаются исключительно центральным аппаратом.
Сторона защиты поинтересовалась, а могло ли произойти такое, что за посевную площадь посчитали другие земли? В законодательстве есть термин «земли сельскохозяйственного назначения». А в него уже входят и поля, и пастбищ, и даже дороги, которые проходят через эти территории.
— Маловероятно, координационный совет для того и существует, чтобы все перепроверить. Но точно я вам ответить не могу, так как я вижу лишь цифры в документах. А если вас интересуют вопросы по законодательным терминам, то лучше обратиться в управление сельского хозяйства, — пояснил свидетель.
Участниками процесса не раз отмечалось, что продовольственные кредиты в Казахстане выдаются впервые, и ни у кого еще нет опыта в этих делах. В связи с чем еще не раз всплывут пробелы в законодательстве.
Процесс продолжается.
Сергей ЗАИКА
Фото автора