В этом пытаются разобраться местные жители и департамент экологии
28 марта рыбаки Карабалыка и окрестных сел забили тревогу: они обнаружили, что в лунках стала всплывать мертвая рыба. Версию замора исключили сразу, так как кислорода в воде точно хватало: есть перекаты и родники. К тому же, у нынешней ситуации имеется свой характерный запах — навоза и тухлятины.
Рыбак Федор Солопов рассказывает, что местные жители стали строить версии происходящего. Кто-то говорит, что всему виной прохудившаяся труба очистных сооружений, а кто-то предполагает, что спрашивать стоит с ТОО «Терра» — крупнейшей откормочной площадки в Костанайской области и Казахстане.
Часть рыбаков утверждает, что нечистоты с баз попадают в речку, отсюда и последствия в виде мертвой рыбы и неприятного запаха, в том числе и в поселке.
— Над речкой вонища стоит, несет навозом. Это же экологическая катастрофа! Самое интересное, что живущие выше по реке, например, в Надеждинке, такого не наблюдают, и замора у них не было. Значит, источник загрязнения находится у Карабалыка, — считают рыбаки. — Единственное наше спасение, чтобы с других берегов шла свежая вода и концентрация вот этих нечистот была меньше. Пока что дохнет только мелкая рыба — живчики чабачка, подлещик, но все может измениться. Тогузак — это инкубатор для рек Уй и Тобол. Если так и дальше пойдет, мы вообще без улова останемся.
Написав официальное обращение на имя главы Карабалыкского района и собрав подписи местных жителей, на встречу с властями 1 апреля направился Анатолий Федорович Солопов. Он в районе человек известный, борец за сохранение природы.
Мужчина пригласил ИА «ТоболИнфо» приехать в Карабалык, чтобы убедиться, что здесь с экологией «нечисто».
1 апреля в районном центре действительно стоял неприятный запах, причем около акимата. Говорят, что такое здесь бывает регулярно, когда ветер повернется в «нужную сторону».
Анатолий Федорович Солопов — в прошлом сотрудник областной инспекции по охране животного и растительного мира, также он долгие годы работал госинспектором в Наурзумском природном заповеднике. Сейчас Солопов — член Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана. Ему никогда не была безразлична природа, поэтому мужчина продолжает за нее бороться.
— Вообще все началось лет 15 назад, но последние два года запах сильный пошел, — рассказывает Анатолий Солопов. — Мы думали, что это прорвало трубу очистных сооружений, но все-таки склоняемся к тому, что это запах с откормочной площадки.
Из обращения к акиму Карабалыкского района: «По словам очевидцев и бывших работников ТОО «Терра», на склоне около 1 км от реки Тогузак расположены карды, постройки для содержания КРС и их скотомогильник. Навоз вывозится недалеко от территории на открытую местность. Скот в кардах находится в антисанитарных условиях».
Это предположения рыбаков. Насколько это близко к истине, проверят специалисты.
— Мы уже выезжали на реку Тогузак, все зафиксировали. Будем отрабатывать ваш вопрос, создадим комиссию на районном уровне с представителями центральных госорганов и выедем еще раз на обследование данного участка, — заверил Солопова замакима Карабалыкского района Досболсын Жакупов на встрече 1 апреля. — С проверкой зайти на предприятие мы не можем, это частная территория. Сначала должны поработать специалисты, провести обследования, а по их результатам мы уже будем объявлять проверку.
По мнению замакима района, запах в поселке есть, но версии его происхождения разные.
— Население ул. Набережной говорит, что это запах навоза, и пеняет на канализацию. Воды сейчас много идет в речку, может, трубы подняло. Но мы провели обследование, повреждений нет. Еще есть предположение, что это запах от сараев. У нас люди в основном ведь держат скот, возможно, в этом причина.
Мы спустились на ул. Набережную. Тогда активного таяния не было, лед на реке еще стоял. И характерный запах тоже…
Там мы заметили рыбака Федора Угненко. Мужчина рассказал, что недавно набрал целый пакет мертвой рыбы, но после такого уже не встречал.
— Да, запах фекальный какой-то есть, — отмечает рыбак. — Я сомневаюсь, что это «Терра», думаю, что с очистных несет. Когда ветер юго-западный подует, окна можно не открывать. Если бы это были очистные, бурлило бы, мы бы увидели, а там все в порядке.
К слову, Федор Угненко проработал в «Терре» три года, недавно ушел на пенсию.
— Сейчас весна, снег тает, вода в кардах стоит, а скот, как говорится, делает свое дело. Карды переполняются, и вода потихоньку стекает. Там есть уклон от «Терры» к реке, все стоки туда и идут.
Мы хотели на месте получить комментарий от руководства ТОО «Терра», зашли на территорию к охране, но, к сожалению, поговорить ни с кем не удалось. Начальство было в отъезде.
Позже мы связались с директором предприятия Маратом Утельбаевым и попросили высказать его позицию на этот счет.
— Неделю назад приезжали экологи из министерства. Брали пробы из реки на анализ. Пусть они дадут свое заключение, а дальше будет видно. На данный момент могу вам заявить, что мы ничего никуда не сливаем и не загрязняем. Неприятный запах постоянно есть, и он круглый год идет от очистных сооружений ГКП «Жылу», которые находятся рядом с речкой, — считает Марат Утельбаев.
Экологи в Карабалыке действительно уже были. Выезжали два раза — 2 и 8 апреля.
— Мы отбирали пробы воды в реке в тех местах, на которые указывал заявитель, — рассказали «ТИ» в департаменте экологии Костанайской области. — В первый раз мы не смогли перейти берег, а 8 апреля уже переплыли на лодках. Пока что пробы находятся в работе, сроки их подготовки разные. Если мы обнаружим какие-либо загрязнения, будем инициировать проверку.
Вместе с представителями департамента экологии на место выезжала целая комиссия, в составе которой еще были рыбная инспекция, санэпидслужбы, отдела ветеринарии и сельского хозяйства.
Акимат Карабалыкского района на обращение Анатолия Солопова ответ пока не дал.
«ТИ» продолжит следить за ситуацией.
Татьяна ФАЙЛЬ, фото и видео Абиля ДОЩАНОВА