Или о том, как и почему жители не соглашаются с выводами комиссии
Сегодня жители с. Алтынсарино живут лишь одними разговорами: почему у одних дом признали аварийным, а мой нет? Почему тем дали квартиры, а другим нет?
Напомним, в с. Алтынсарино Костанайского района был подтоплен 151 дом.
— Я не согласна с тем, что моему дому достаточно частичного ремонта. Дом камышитовый и внутри уже валится. Скажите, как мне тут жить? — возмущаясь, говорит владелица дома по ул. Строительной, 24-2 Батима Аскарова.
Она в этом доме живет вместе с 89-летним отцом. Сегодня они вынуждены скитаться у чужих людей, так как въехать в свое жилье невозможно.
— Действительно, комиссия посчитала, что дом можно отремонтировать и он пригоден для жилья. Трещин нет, стены на месте, – поясняет ситуацию эксперт ТОО «Стройэкспертиза» Каирбек Ерденов.
Именно эта фирма дает заключение по всей недвижимости, куда вошла вода и оставила нелицеприятную картину.
Желание людей вполне понятно: кому не хочется, воспользовавшись ситуацией ЧС, обновить свое жилье? Тем более, действительно, вода внесла коррективы в размеренный образ жизни, лишила комфорта, к которому так привыкли.
В Костанайском районе была создана комиссия, в нее вошли 37 человек. Сегодня они вынуждены брать ответственность за свои решения.
На сегодня под снос в этом поселке попадают 73 дома, одним из них является общежитие, находящееся по ул. Озёрной, 20. В ней жили 11 семей, им предоставили квартиры в городе.
— Дело в том, что еще до затопления это общежитие находилось почти в аварийном состоянии, а вода и вовсе его разрушила. Поэтому комиссией принято решение его снести, а строить здесь ничего не будут, так как участок находился в зоне подтопления, — поясняет ситуацию руководитель штаба, заместитель акима Костанайского района Маржан Доскалиева.
Именно ей приходится слушать массу гнева и недовольства от жителей. Народ в своем возмущении прав, они же не виноваты, что оказались в такой ситуации, что вода разрушила их жизненный уклад.
— Но поймите, и я не могу рисковать и идти на коррупционные действия. Давайте работать в рамках правового поля, не согласны — идите в суд, — объясняет ситуацию Доскалиева. — У меня есть ребенок и завтра меня тоже будут проверять. Мы работаем в рамках тех законов, которые у нас есть.
Комиссия делает второй-третий обход тех домов, которые оказались под водой или в воде, потому что выявляются новые изъяны после первого обследования.
— С 2007 года живу в этом доме, ухаживал за ним. Но после того, как здесь побывала вода, невозможно тут жить. Дом камышитовый и он разрушится через некоторое время, — рассказывает Александр Постригань, проживающий по Озерной, 22-2.
Что касается его дома, то при повторном обследовании было решено все-таки заменить пол, изначально было заключение — заменить линолеум.
— Последствия паводка, честно говоря, в очередной раз демонстрируют какую-то несправедливость, и тут мне людей жаль. Тем, кто ухаживал за своим домом, каждый год заливал откосы и т.д., рекомендуют ремонт. У кого дома давно начали разваливаться, вода лишь усилила эти действия. И тем обещают новые дома, квартиры. Что делать?! Обращаться в суд, если есть основания, — говорит депутат областного маслихата Александра Сергазинова. — Потому что члены комиссии тоже не могут пойти против закона, и это нам тоже надо понимать. Еще раз хочу напомнить, что комиссиям нужно быть как можно больше открытыми и прозрачными, потому что скрытость порождает массу недовольства и предположений.
Аделина ТОКБАЕВА, фото Абиля ДОЩАНОВА