Буквально за пару недель до аварии с самолётом Ан-2 мажилисмен Берик Бейсенгалиев выступил с требованием ускорить строительство аэропорта в Аркалыке. После паводков большая часть региона, где находится этот город, превратилась в остров и оказалась в полной изоляции. В этой связи мажилисмен предложил ускорить процесс создания инфраструктуры воздушной гавани. За восстановление авиасообщения в городе выступали неоднократно и общественники. Но пока здание аркалыкского аэропорта и прилегающая территория выглядят исхудавшими и заброшенными. Корреспондент Orda.kz побывал на месте и поговорил с жителями Аркалыка, который уже много лет называют городом-призраком.
Воздушная гавань, которая годами функционировала безупречно, в какой-то момент осталась без должного внимания со стороны властей и была продана частным лицам. А четыре года назад его выставили на продажу всего за 30 миллионов тенге вместе с прилегающей территорией площадью пять гектаров. Автор объявления писал, что аэропорт подойдёт больше для хозяйственных нужд или строительства загородного дома.
Между тем продажа частной собственности вызвала большой резонанс среди населения. Многие полагали, что заброшенная территория ещё может послужить для авиасообщения. Местные жители не раз просили запустить в работу аэропорт и организовать маршруты из Аркалыка в Костанай и Астану.
Но до сегодняшнего дня никаких подвижек для восстановления функциональности воздушной гавани так и не произошло.
«У нас было много разных самолётов. Аркалык был завидным примером для Алматы и столицы. Ту-154, Ан-24, Ан-2, Ил-76, Як-40 и вертолёты любой модели. Через него проходили воздушные коридоры. Но потом город начал рушиться, а вместе с ним и аэропорт. Мы многократно просили восстановить его, но всем было безразлично»,поделилась местная жительница Анастасия.
Местные жители признают, что у Аркалыка не осталось никаких шансов на развитие:
Незадолго до того, как молодой и прогрессивный Аркалык начал превращаться в полупустой город-призрак, японские инвесторы предложили местным властям модернизировать аэропорт за свой счёт взамен на добычу руды. Но по непонятным причинам им отказали.
«Впрочем, как и всегда. Руду не дали, пожадничали. Теперь она лежит, никому ненужная, и вон там остатки аэропорта»,говорит с возмущением жительница Аркалыка.
Вопрос о восстановлении воздушной гавани начали рассматривать лишь в конце прошлого года, после того как на это обратил внимание тогдашний премьер-министр Алихан Смаилов. Акимат Костанайской области выделил девять миллионов тенге на проведение технического обследования взлетно-посадочной полосы, дорожной инфраструктуры и зданий, чтобы определить его значимость для региона. Однако прошло уже полгода, и официальной информации о продвижении в этом вопросе не поступало.
Несмотря на то, что аэропорт не работает и не принимает пассажиров, взлётно-посадочной полосой время от времени пользуются самолёты санавиации. Буквально неделю назад, напомним, там произошло ЧП с Ан-2. Бригада санитарной авиации в составе двух пилотов, врача и фельдшера вылетела в Аксункар, чтобы увезти пациента с инфарктом в областную больницу. Но самолёт потерял управление, выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и опрокинулся в талых водах. К счастью, обошлось без жертв.
Сейчас Ан-2 в перевёрнутом состоянии лежит около взлётно-посадочной полосы. Некоторые жители приезжают сюда, чтобы сфотографироваться рядом с ним. А рядом дежурят люди в форме, чтобы самолёт не разобрали на запчасти.