В том числе и россияне, которые ведут на территории Казахстана свой бизнес
Как «ТИ» сообщили в департаменте государственных доходов по Костанайской области, открыть ИП в РК могут только граждане стран ЕАЭС. В списке: Россия, Беларусь, Кыргызстан, Армения, Таджикистан. Граждане этих стран могут пользоваться теми же правами, что и казахстанцы, и наоборот.
— На 15 ноября 2024 года в Костанайской области зарегистрировано 563 нерезидента. Их доход в 2022 году составлял 66 млн тенге, в 2023 году 158 млн и в 2024 на сегодняшний день — 366 млн тенге, — говорят в департаменте государственных доходов.
СВОЙ БИЗНЕС
Среди перечисленных нерезидентов есть релокант Андрей (по желанию героя и в целях его безопасности мы не указываем фамилию и не показываем его лицо) и по совместительству владелец курьерской доставки грузов и документов СДЭК в Костанае.
В феврале 2022 года он вместе со своим сыном, который на тот момент уже был призывного возраста, приехали в наш город. Причина тому — перспектива быть участником военных действий на территории Украины. Она мужчин совсем не устраивала, как и политика российского правительства. В Москве на тот момент оставались супруга и дочь.
— Я уже бывал когда-то в Костанае, здесь у меня живут знакомые, это облегчило переезд. Мы ночью прыгнули в машину и поехали сюда. В первое время была проблема с квартирой, пару недель жили у друзей. Потом, мониторя объявления, наткнулись на хороший вариант и сняли свое жилье. В тот момент я работал на удаленке в СДЭК, где был трудоустроен в Москве. Занимался сопровождением клиентов, — рассказывает Андрей.
За это время Андрей с семьей успели побывать в разных городах Казахстана.
— Алматы, Актау, Актобе, Астана, Петропавловск. Большие города-миллионники меня не особо привлекли, хотя Астана в чем-то похожа на Москву, но в ней мало зелени, для меня это важно. Костанай оказался ближе по духу. Спустя год я стал понимать, что нужно здесь обосновываться. Еще будучи в Москве, планировали открыть свой СДЭК, идею перенесли в Костанай, рассказывает Андрей. — Открылись недавно, я так понимаю, что в крупных городах СДЭК уже активно работает, а здесь еще не все знают о нем. Наблюдаю какое-то расслоение: есть те, кто приходит и на постоянной основе пользуется, а другие заглядывают и не понимают, что это такое. Я еще открыл офис на месте бывшего пункта выдачи «Озон» — по улице Победы, 104а, поэтому частенько вижу недоумение на лицах.
СДЭК — российский оператор доставки документов и грузов, основанный в 2000 году как оператор доставки товаров интернет-магазина korzina.ru по Сибирскому федеральному округу. Но вскоре интернет-магазин закрылся, а логистический оператор развился до федеральной компании. Штаб-квартира расположена в Новосибирске.
— В России это направление постепенно развивалось, интернет-магазины сначала сами занимались доставкой через СДЭК, потом пришли маркетплейсы и часть потока ушла туда, — говорит Андрей. — В Казахстане по-другому сложилось, у вас сразу произошел бум маркетплейсов, поэтому большой кусок пирога в Костанае проходит мимо доставки. Но СДЭК тоже постепенно развивается, как минимум документы здесь отправлять удобнее, плюс есть разные услуги по перевозке грузов, складская логистика, доставка из-за рубежа. Я занимаюсь консультацией и сопровождением, например, клиент отправил какой-то груз, он задерживается, мы пишем запросы, выясняем причины, рассчитываем и выдаем компенсацию и так далее. За счет многозадачности здесь намного интереснее, чем, к примеру, на маркетплейсе.
ПОЛУЧИТЬ ВНЖ
Прежде чем открыть СДЭК, Андрею нужно было зарегистрироваться в Костанае в качестве индивидуального предпринимателя. Мужчина рассказал, что это не сложно. Надо иметь: ИИН, разрешение на постоянное проживание, электронно-цифровую подпись и вид на жительство. Вот с последним придется повозиться.
Вид на жительство — это документ, дающий иностранцу право на постоянное проживание в Казахстане. Его можно получить в департаменте миграционной полиции. Но сначала необходимо подать заявление на РПП — разрешение на постоянное проживание, затем зарегистрироваться по постоянному месту жительства и подать заявку на ВНЖ.
Вот список документов, которые требуются при оформлении РПП в РК, опубликованный на сайте правительства для граждан:
1. Заявление-анкета.
2. Копия и подлинник заграничного паспорта.
3. Документ о подтверждении своей платежеспособности.
4. Справка о наличии/отсутствии судимости, выданная страной гражданства.
5. Нотариально заверенный договор с физическим или юридическим лицом (для лиц подтверждающих свою платежеспособность в период пребывания в Республике Казахстан).
7. Медицинская справка формы 028/у.
8. Одна фотография размером 35х45 мм.
9. Документ об уплате государственной пошлины.
Список есть, но в большинстве случаев без дополнительного обращения за разъяснением не разобраться. Разрешение на постоянное проживание выдается в течение 45 дней. После этого можно оформить ВНЖ.
Что нужно для оформления вида на жительство?
1. Документ об оплате государственной пошлины.
2. Фотографии размером 3,5 х 4,5 сантиметра.
3. Действительный заграничный паспорт.
ВНЖ выдается в течение 17 дней. В Казахстане его можно получить на срок до 10 лет.
— С ВНЖ в принципе проблем нет, единственное, в Казахстане бюрократическая система не очень понятная. Не было четкого алгоритма действий, я не мог получить ответы на вопросы в части подтверждения платежеспособности. Например, нужно подтвердить наличие 5 млн тенге, но должны ли эти деньги все время лежать на счетах в ожидании одобрения или нет, мне никто не сказал. В ЦОНе я спрашивал, какая валюта нужна, доллары или рубли, не ответили. В банках интересовался, что конкретно у них будут запрашивать, факт наличия денег на момент подачи или все время. Там ответили, что только подлинность справки подтверждают и все. Я в чатах спрашивал, люди писали, что снимали деньги, но рисковать не хотелось. При этом сумма зависла в воздухе на 45 дней, — акцентирует внимание Андрей. — По факту оформление и запрос всех нужных документов требуют намного больше времени. Например, я долго делал справку о несудимости. Необходим оригинал, а мы с госуслуг в РФ удалились и заказать удаленно оттуда не могли. А если бы и заказали, пришлось бы забирать лично, что тоже не вариант. Пришлось сделать жене доверенность, она занималась этим вопросом порядка месяца.
КАК СТАТЬ ИП
Зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель оказалось проще всего. При наличии ВНЖ иностранцы имеют такие же права, как и граждане Казахстана.
Статус ИП дает вам право законно заниматься своим делом и получать с него прибыль при условии добросовестного расчета и уплаты налогов. Будучи индивидуальным предпринимателем, вы будете иметь возможность легально сотрудничать и устанавливать партнерские отношения с другими компаниями и организациями. Да и потенциальные клиенты склонны больше доверять тем бизнесменам, которые зарегистрированы официально.
Вам точно следует становиться ИП, если вы будете использовать труд наемных работников на постоянной основе и иметь годовой доход в размере, превышающем 12-кратный минимальный размер заработной платы, т.е. 12 х 85 000 (МЗП) = 1 020 000 тг. В противном случае предусмотрена ответственность в виде штрафа.
— Зарегистрировать ИП можно не выходя из дома, с помощью ЭЦП через портал электронного правительства (egov.kz) необходимо заполнить форму и загрузить необходимые документы. Либо в банковских приложениях, в этом плане мне очень пригодился «Каспи», вообще отличная система, все делается буквально за день, — отметил собеседник.
Есть еще несколько способов: через портал Электронного лицензирования РК e-license или мобильное приложение «E-Salyq business». В явочном порядке на бумажном носителе – в том числе через Центры оказания услуг либо Государственную корпорацию «Правительство для граждан».
Важно перед открытием ИП определиться с видом деятельности и налоговым режимом — это стоит сделать заранее, потому что эти пункты указываются во время регистрации.
Их существует несколько, все они прописаны на портале gov.kz, мы выделим несколько.
Специальный налоговый режим (СНР) на основе патента. Его вправе применять ИП, доход которых не превышает 3 528 МРП за календарный год, не использующий труд работников и т.д. Ставка налога составляет 1% к доходу, полученному за налоговый период.
СНР на основе упрощенной декларации. Его используют налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает 30 человек, доход не более 24 038 МРП. Ставка составляет 3% от дохода (без учета расходов).
СНР с использованием фиксированного вычета. Он подходит для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников у которых за налоговый период не более 50 человек. Доход не превышает 144 184 МРП. Ставка — 10%.
— Нам с процессом оплаты налогов только придется знакомиться, так как работаем недавно. Планировали зарегистрироваться по упрощенке, она, кстати, выгоднее, чем в РФ: там налог 6%, здесь — 3%. Но ввиду нашей деятельности пришлось перейти на общую систему налогобложения, мы работаем по договорам. И если в России это не считается агентской схемой, здесь, наоборот, более строго регламентируется, — заключил Андрей.
Полина ЦИММЕР, фото Ларисы БОЖКО