Визит прошел в рамках проекта «ГИТИС: русская театральная школа зарубежом»
Отвечая на вопросы журналистов, Заславский пояснил, что его больше всего пугает то, что начнут появляться какие-то спектакли про Донбасс и Луганск, которые будут сделаны исходя из конъюктурных потребностей. Они не будут обоснованы ни художественно, ни содержательно.
О чем еще говорил российский критик, читайте в материале «ТоболИнфо».
НАЧАЛО СОТРУДНИЧЕСТВА
Костанайский областной русский драмтеатр начал сотрудничество с российским институтом театрального искусства в 2022 году. По проекту в нашем драмтетаре выпускниками ГИТИСа поставлено три спектакля, которые и были показаны Заславскому. Совместно с режиссерами-постановщиками над ними работали российские хореограф, художник по свету и художник-постановщик.
В 2024 году для новой постановки (уже не в рамках проекта) костанайский театр пригласил режиссера, выпускницу росскийского института театрального искусства Евгению Тикиджи-Хамбурьян. Именно ее драма «Щенок» открыла 103-й театральный сезон. С 1 ноября Евгения стала главным режиссером театра.
Встреча с ректором ГИТИС состоялась 25 ноября в областном русском драмтеатре. Как пояснил Григорий Заславский, в Костанай он приехал с конкретным предложением — укрепить сотрудничество и провести переговоры с акимом Костанайской области с целью внедрения практики обучения режиссеров в ГИТИС.
Говоря о своем проекте, Заславский отметил, что «ГИТИС: русская театральная школа зарубежом» — это русская театральная школа и другой такой нет.
— Школа — это про профессию. Сам проект — русская театральная школа, которая ведет сотрудничество со многими странами и другой школы нет, — говорит ректор российского института театрального искусства.
С НАЧАЛОМ ВОЙНЫ
После основной части и знакомства работников театра с критиком, Григорий Заславский встретился с представителями СМИ.
— Цель моего визита — посмотреть спектакли, которые были выпущены в рамках нашего проекта, поговорить о сотрудничестве. Я рад тому, что какие-то наши проекты со странами Центральной Азии начались до 24 февраля 2022 года, — говорит Григорий Заславский. — Театр — это люди, и когда здесь руководит Юрий Ивлев, мы никаких сложностей не чувствуем. Будет другой человек — будут сложности. Сейчас пришло письмо от министра культуры Кыргызстана, недавно я звонил первому заместителю министра культуры Узбекистана, ведем переговоры о сотрудничестве. С Туркменистаном у нас не было и нет ничего, а вот с Казахстаном очень хорошо.
Отвечая на вопросы журналистов, о чем критик хочет поговорить с акимом Костанайской области Кумаром Аксакаловым, Григорий Заславский пояснил, что сделает акцент на обучении режиссеров.
— Сегодня во многих городах в театрах, причем не только русских, в Казахстане и в России на сцену выходят актеры без профессионального образования. Но если у человека есть талант, конечно, нужно, чтобы было и образование. Пока договариваемся только на счет обучения режиссеров, — сказал ректор ГИТИСа. — Так было при советской власти, также происходит и в Америке. Если вы посмотрите на биографии выдающихся сегодняшних артистов, то часто они сначала заканчивают какой-нибудь бакалавриат, гуманитарный или бизнес, и только потом двухлетнюю или трехлетнюю актерскую школу. То есть фактически актерское образование становится магистерской надстройкой. Я специально смотрел биографии разных известных лауреатов премии Оскар, и пришел к тому, что по итогу они участся в своем «ГИТИСе» не четыре года, как у нас, а шесть лет. Поэтому мы тоже стараемся, чтобы наши актеры не только оканчивали профессиональные пту, но и были все таки людьми широкими круга, гуманитарного образования, чтобы они хотя бы несколько книг успели прочитать за время обучения. Сегодня, к сожалению, и у вас, и у нас люди приходят с небольшим багажом прочитанных книг. Хотелось бы договориться с властями Костанайской области о образовательных программах.
Российский критик провел аналогию с недавними выборами в Америке.
— Если вы читали исследования о том, почему выиграл Трамп, а не Харрис, то это довольно забавно, когда выясняется, что многие зумеры не могли поставить подпись, которая стоит у них в паспорте. Это связано с тем, что они в принципе нигде не подписываются и у них в общем нет опыта работы с ручкой, — сказал он.
Также в беседе с журналистами Заславский отметил, что после начала войны театр не мог не измениться.
— В этом вопросе для меня примером является следующее: некоторое время назад в Москве в бывшем музее революции была выставка, посвященная 80-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда. Характер выставки — культура в осажденном городе. Когда ты в очередной раз видишь, что некоторые ленинградские театры работали в блокаду по билетам, продавая их, это производит впечатление, особенно, когда знаешь их репертуар, — говорит театральный критик. — В этих тяжелейших обстоятельствах ты понимаешь, что театр выполнял терапевтическую функцию. Там не было ни одного спектакля о войне. Я это говорю к тому, что меня в сегодняшнем театре больше всего пугает то, что начнут появляться какие-то спектакли про Донбасс и Луганск, которые будут сделаны исходя из конъюктурных потребностей, которые не будут обоснованы ни художественно, ни содержательно. Самое главное, опыт ВОВ показывает, что спектакли и фильмы о войне даже в комедийном плане стали появляться только в 1944 году, и то под контролем Сталина. Для нас эта фигура как минимум неоднозначная, в том числе и для Казахстана я так понимаю тоже.
По его мнению, «Мосфильм» свои кинокартины снимали, опираясь на выступления вождя народа.
— Взять даже его публичные речи от 7 ноября или 3 июля 1941 года он говорит: «Пусть вдохновляют вас в этой войне…» и там перечисляет целый список великих деятелей прошлого. И создается такое впечатление, что «Мосфильм» взяли эти выступления Сталина и галочки потом ставили, вот об этом фильм сняли, о Кутузове поставили… Вот такого рода героические сказки сегодня точно нужнее, чем спектакль, в котором будут не талантливо рефлексировать, — заявляет Григорий Анатольевич. — Я как эксперт Президентского Фонда Культурных Инициатив каждый раз сталкиваюсь с тем, что люди не продумали проект, но думают, если добавят слово Донбасс, то деньги дадут. И так было всегда, к сожалению, когда добавляли слова такие как малая земля, возрождение, целина и прочее.
ПРОЕКТ БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ
Отметим, что критик целенаправленно прибыл именно в Костанай.
— Приехал только в Костанай, в среду, 27 ноября возвращаюсь в Москву. В воскресенье лечу в республику Сенегал, а точнее в ее столицу — Дакар, а оттуда в Бразилию — Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, где 28 ноября у нас открывается школа, — поделился Заславский. — Наш проект в сотрудничестве с Костанаем будет продолжаться и в следующем году. Мы не против здесь и школу провести, но для этого нужна поддержка от акимата, об этом мы тоже будем говорить с властями. В связи с тем, что есть свои ограничения, наша цель — чтобы вышел спектакль, который привлечет публику и не спровоцирует скандал, после которого у всех будут проблемы. Я отношусь к этому как к народной дипломатии.
Справка от «ТоболИнфо»:
Григорий Анатольевич Заславский — заслуженный деятель искусств РФ, российский театральный критик, кандидат философских наук, ректор российского института театрального искусства — ГИТИС.
Ангелина РОМАНОВА, фото автора