С 1 июля 2025 года меняется схема и график движения автобусного маршрута №120, следующего из Костаная в Рудный. Согласно новому решению акимата, маршрут теперь начинается и заканчивается на автовокзалах обоих городов, а интервал движения сокращается с 50 до 30 минут. Однако перевозчик, ИП «Брунер А.В.», утверждает, что эти изменения были приняты без его участия и могут негативно отразиться на удобстве пассажиров и финансовой устойчивости маршрута.
«РЕШЕНИЕ ПРИШЛО КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ»
— Письмо с изменениями мы получили в конце рабочего дня в прошлую пятницу, — рассказывает заместитель руководителя ИП «Брунер А.В.» Александр Волкун. — Ни обсуждений, ни уведомлений заранее — нас просто поставили перед фактом.
По его словам, в пояснительном письме со стороны акимата изменения мотивированы «оптимизацией затрат» и «повышением рентабельности работы перевозчика». Однако Волкун подчеркивает: маршрут №120 не субсидируется, все расходы компания несет самостоятельно.

— На нас не выделяется ни тенге, — отмечает он. — Все расходы покрываем за счет дохода от пассажиров. Какая может быть речь об оптимизации госрасходов, если их вообще нет?
К слову, этот маршрут был признан социально значимым еще в ноябре 2023 года, но из бюджета так и не были выделены средства на субсидии.
— Более того, теперь нам говорят, что это изменение схемы маршрута якобы в рамках нашего запроса на субсидирование. Но мы просили помощи, а получили перераспределение маршрута в ущерб бизнесу и пассажирам, — подчеркивает он.
По новой схеме автобус будет двигаться только от автовокзала Костаная до автовокзала Рудного, исключая прежний маршрут, проходивший через жилые районы обоих городов. Именно это, по словам перевозчика, и делало его удобным.

— Сейчас пассажиропоток формируется по всему Костанаю и Рудному. Люди садятся на остановках возле дома или работы. А теперь им придется ехать сначала на другом автобусе до автовокзала, чтобы пересесть на наш, — объясняет Волкун. — Никто не будет этого делать. Проще сесть на попутку или вызвать такси.
В компании также подчеркивают, что маршрут обслуживает преимущественно студентов, рабочих и сотрудников предприятий, у которых нет альтернативного транспорта. По данным перевозчика, ежедневно на линии работает 4 автобуса и они перевозят порядка 2500 человек.
— Нас об этом спрашивают и жители, и предприятия. Вот недавно представители завода KIA обратились к нам, чтобы разместить объявления о наборе работников. Но мы вынуждены были им отказать — по новой схеме наш автобус не будет заезжать в жилую часть Рудного, — рассказывает Александр Владимирович.
Помимо снижения удобства для пассажиров перевозчик опасается, что нововведение подорвет финансовую устойчивость маршрута.

— Поток упадет — доход упадет. Мы потеряем выручку, а государство — налоги. И все это ради непонятной схемы, которая, по сути, просто делает неудобно и нам, и пассажирам, — отмечает Волкун. — И кто выиграет? «Бомбилы» и нелегальные перевозчики, которые не платят налогов, но заберут пассажиров.
«МЫ БУДЕМ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА»
На вопрос о дальнейших действиях в ИП «Брунер А.В.» отвечают однозначно:
— Мы не будем молчать. Будем отстаивать свои права во всех инстанциях. Люди имеют право на доступный общественный транспорт. Мы с этим и работаем не для отчетов, а для реальных людей. Но если схема останется такой, маршрут станет просто недоступным для большинства пассажиров.
ПОЗИЦИЯ АКИМАТА
В отделе ЖКХ Костаная сообщили, что изначально перевозчик ИП «Брунер» обратился в акимат с заявлением о необходимости субсидировать маршрут №120 в связи с его нерентабельностью.
— Этот маршрут на данный момент не субсидируется. Мы подавали бюджетную заявку в область, но из необходимых 7,9 млрд тенге на все маршруты нам выделили только 2,1 млрд, — объяснил заведующий сектором отдела ЖКХ Костаная Нурдаулет Бейсенов. — Также мы хотели поднять тариф, чтобы поддержать перевозчика, но палата предпринимателей «Атамекен» повышение не согласовала. Поэтому, в целях недопущения закрытия маршрута, для экономии затрат перевозчика, было принято вынужденное решение сократить протяженность маршрута №120.
Напомним, стоимость проезда на маршруте №120 составляет 340 тенге. До 1 июля автобус курсировал по расширенной схеме, охватывая районы с наибольшей концентрацией студентов и работников. Новый маршрут будет существенно ограничивать зону охвата.

Пассажиры тем временем уже жалуются на неудобства в соцсетях.
Приводим несколько комментариев из Инстаграма @nashkostanay. Орфография и пунктуация авторов сохранены:
- «Почему, такой был удобный рейс по городу в любой месте можно зайти,а теперь ехать специально на автовокзал,,,думаю пассажиропоток уменьшится», — пишет @aigul_suleimenova01.
- «Какие еще затраты и убытки? Каждый рэйс переполнен на 200%», — возмущается @muratkhan31.
- «Хороший маршрут испортили. Чтобы дачники не ездили, на дачах не надо делать остановку. По городу собрали народ и до Рудного и также обратно, по Рудному собрал автобус пассажиров и до Костаная без остановки», — считает @_natalkuz_1.
- «Кому мешал старый маршрут??? Зачем создавать неудобства???»- не скрывает недовольства @galiianaizagarinova.
- «С удобного маршрута сделают не удобный для людей все через одно место опять появляться таксисты где ты будешь искать этот автобус на автовокзале», — отмечает @liakh635.
Анна КАЛЕЙНИК, Татьяна ФАЙЛЬ, фото Алисы ТОСКИНОЙ

































