В Специализированном административном суде Костаная 24 июля прошло предварительное слушание по иску ИП «Брунер А.В.» к акимату города
Предметом разбирательства стало изменение схемы движения и графика автобусного маршрута №120, соединяющего Костанай и Рудный. Заседание провела судья Маржан Жанбекова.
Напомним, маршрут был запущен в июне 2022 года, а договор с перевозчиком заключен на шесть лет. Однако с 1 июля текущего года по решению акимата в одностороннем порядке изменен как сам маршрут, так и его интервал движения — теперь автобусы курсируют между автовокзалами двух городов каждые 30 минут вместо прежних 50. Раннее маршрут ходил от «Гиппократа» через остановки вдоль пр. Абая, а в Рудном проезжал через всю ул. Ленина до Ледовой арены. О том, что перевозчик не согласен с решением акимата, «ТИ» уже писало ранее.
— Мы просим отменить решение тарифной комиссии, вернуть прежнюю схему движения с тарифом в 340 тенге. Мы не просим субсидий, просто хотим, чтобы все вернули, как было до 1 июля, — озвучил исковые требования адвокат истца Ерлан Тулеубаев (на главном фото).
По словам руководителя ИП «Брунер А.В», из-за изменений схемы движения за три недели предприятие понесло убытки в 6 млн тенге. Он заявил, что каждый из четырех автобусов теперь проезжает на 125 километров больше, а пассажиропоток упал на 30%.
— Мы провели анализ доходов и расходов с 1 по 21 июля в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Расходы выросли, доходы снизились, — сообщил Александр Брунер.
Также перевозчик представил подписи более 4000 пассажиров, выступивших за возврат прежнего маршрута. Однако судья отметила, что данные документы не могут быть приобщены к делу.
Отдельной темой стал вопрос о субсидировании маршрута. Брунер напомнил, что маршрут был признан социально значимым в ноябре 2024 года, однако договор о субсидировании с акиматом так и не был заключен. Из 72 социальных маршрутов 120-й единственный, который до сих пор не субсидируется. По его словам, соответствующее письмо было направлено в декабре, а ответ получен лишь в январе 2025 года.
Заведующий сектором ЖКХ акимата Костаная Нурдаулет Бейсенов уточнил, что перевозчик ошибается в трактовке закона. Договор должен заключаться не с момента признания маршрута социально значимым, а после выделения средств из бюджета. В данном случае бюджетная заявка не была одобрена.
— Акимат не выплачивает субсидии, но компенсирует комиссии за проезд школьников, пенсионеров и других льготных категорий через ТОО AlemPay, — напомнил Бейсенов.
Субсидии не были выделены из-за отсутствия финансирования, но почему же был изменен маршрут, если перевозчик не просил этого?
— Согласно действующему законодательству, если нет субсидий, то мы должны поднять тариф, чтобы компенсировать убытки перевозчика. Однако ИП «Брунер А.В.» в марте этого года на круглом столе в НПП «Атамекен» озвучил позицию об отказе поднятия тарифа с 340 до 425 тенге. У нас оставалось только два варианта: закрыть маршрут или изменить схему маршрута, чтобы он не был убыточным. То есть если бы тариф подняли, это бы не привело к сокращению маршрута и мы бы не оказались в данной ситуации, — говорит Бейсенов.
В ответ на это Брунер заявил, что маршрут был не убыточным, а нерентабельным — то есть покрывал расходы, но не обеспечивал предусмотренную законом 15-процентную рентабельность.
— Мы сознательно не поднимали тариф, чтобы не ударить по карману пассажиров. Среди них много студентов и пожилых людей. Мы надеялись на субсидии и были готовы подождать их хоть до 2026-2027 года, — сказал руководитель ИП «Брунер А.В.».
Однако, по расчетам отдела ЖКХ, маршрут в текущих условиях приносит убытки, поскольку между 340 и 425 тенге разница в 25%, а значит, 10% расходов остаются непокрытыми.

На заседании присутствовали и пассажиры, многие из которых высказались против новой схемы маршрута. По их словам, автобусы теперь ходят полупустые, а доехать до автовокзала стало возможно только с несколькими пересадками.
Тем не менее, по словам Бейсенова, согласно данным автоматизированной системы оплаты ТОО AlemPay, количество пассажиров после временного спада вновь начало расти. Для объективной оценки потребуется мониторинг не менее трех месяцев.
Попытка достичь медиативного соглашения оказалась безуспешной. Следующее заседание суда назначено на 7 августа.
Анна КАЛЕЙНИК, фото автора

































