На встрече с сенаторами, депутатами и представителями СПК «Тобол» предприниматели рассказали, с какими трудностями они столкнутся, если их бизнес рухнет.
Согласно Дорожной карте, в которую попали сразу несколько рынков областного центра, торговать на Нижней оптовке на прежних условиях предприниматели не смогут уже с 1 января 2026 года. При этом торговцы утверждают, что узнали об этом только 11 июля. Они обеспокоены отсутствием альтернативных площадок для торговли после закрытия рынков.

— Почему бы нас не убрать с этой территории и на месте нашего рынка не сделать модернизированный рынок? Или нам тогда не отстроят этот рынок? Ведь в городе есть, вот, «Беркут» — сколько пустой территории. Почему бы тому же акимату, если даже эта территория продана кому-то, если три года там ничего не строят, не отозвать эту землю и не построить нам нормальный рынок, соответствующий стандартам — на фундаменте, с освещением, — в один голос говорили предприниматели на встрече, на которой присутствовали сенаторы Бибигуль Аккужина и Сергей Карплюк.

Кстати, встреча была организована по инициативе депутата облмаслихата Александры Сергазиновой. Она вместе с коллегами ранее направила обращение сенаторам. На встречу они пришли уже подготовленными — с письмами из Министерства торговли и законами.

Дина Иргасимова продает женскую одежду на Нижней оптовке уже 10 лет.
Аренда обходится примерно в 100 тысяч тенге в месяц. Женщину это устраивает, да и место наработанное — клиенты возвращаются. Но перспектива переезда на другую локацию буквально повергла ее в ужас.
— Представляете, сколько людей останется без работы? Президент сам поддерживает малый бизнес. Не трогайте нас, оставьте там, где мы работаем. У нас кредиты, нам нужно семьи кормить. Налоги платим, арендную плату… — пожимает плечами Дина.

И таких предпринимателей на Нижней оптовке около 700, многие — пенсионного и предпенсионного возраста. В основном это женщины.

— Хорошо помните, в 90-е годы все учителя пошли торговать трусами, носками. И сейчас, через 30 лет, мы их выгоняем. Мое личное мнение: этот рынок сам себя изживет. Зачем сверху все это закрывать? — прокомментировала ситуацию депутат маслихата Александра Сергазинова.
Но большинство участников встречи уповают на закон и его исполнение. Дело в том, что сроки закрытия рынков уже трижды переносились. Альтернативные площадки, которые город может предложить торговцам, по разным причинам их не устраивают: где-то аренда слишком высока, где-то условия угрожают сохранности товара.
— В торговых центрах, вы представляете, 10 тысяч за квадратный метр. А на «Саяхате», где мы смотрели, совсем неподходящие условия: бетонный пол, нет отопления… — сетуют предприниматели.
Заместитель председателя правления СПК «Тобол» Серик Чингисович Бектурганов отметил, что решение о модернизации рынков в рамках закона находится в зоне ответственности департамента торговли.

— У нас договоры с вами заканчиваются 1 января. Мы с вами жмем друг другу руки — и разошлись. А вот 2 января будет ходить департамент торговли, и он должен быть обеспечен всеми юридическими документами. У нас есть индивидуальные договоры с каждым предпринимателем, — пояснил Бектурганов.
По итогам встречи сенаторы не дали предпринимателям надежды на отсрочку, сославшись на требования закона. В свою очередь, торговцы заявили, что будут обращаться во все инстанции, чтобы сохранить свои рабочие места.

— Кстати, почему-то в Дорожной карте указаны лишь три рынка Костанайской области, а в законе говорится обо всех рынках. Что это значит? В любой день о закрытии могут заговорить и на остальных рынках. И опять же люди не будут проинформированы в положенное время. Считаю, что департамент торговли должен уведомить все рынки города, чтобы потом не было новых возмущений и негодований, — говорит депутат Сергазинова.
Алина НАВРОЦКАЯ, фото Сергея ЛЮТУМА и из архива «ТоболИнфо»

































