В Костанайском областном суде рассматривается гражданское дело — расторжение договора государственно-частного партнерства по проекту «Установка в городе Костанай системы слежения «Сергек» на городских автодорогах по фиксации и передаче в единый реестр административных нарушений норм ПДД, стоимостью более 3,5 млрд тенге».
Истцом в суде выступает управление информатизации, оказания государственных услуг и архивов Костанайской области, а ответчиком — ТОО «Коркем Телеком».
Как стало известно на заседании суда, в сентябре 2023 года в Костанае был подписан договор государственно-частного партнерства, по которому город должен был получить 50 комплексов «Сергек. Линейный участок» и 10 — «Сергек. Перекресток». Это должны быть не просто камеры, а сертифицированные аппаратно-программные комплексы, которые по закону обязаны фиксировать превышение скорости, выезд на встречную полосу, нарушения разметки, распознавать номера автомобилей и работать в автоматическом режиме. Для их эксплуатации требуются сертификаты соответствия, метрологическая поверка и утвержденный тип средств измерений. Без этих документов любые штрафы юридически ничтожны.
В итоге история с проектом «Сергек» в Костанае обернулась громким скандалом: проверки и судебное разбирательство вскрыли целый пласт нарушений, фиктивных документов и завышенных цен.
Как выяснилось в ходе разбирательства, ответчик допустил серьезные нарушения условий договора. Вместо предусмотренных проектом сертифицированных комплексов «Сергек» были установлены обычные камеры видеонаблюдения китайского производства Dahua (фиксированные и поворотные), аналогичные тем, что используются в торговых центрах или на парковках.
На заседании озвучили, что эти устройства Dahua не способны автоматически фиксировать нарушения ПДД, не имеют измерительных сертификатов и не соответствуют минимальным требованиям Правил функционирования Национальной системы видеомониторинга, утверждённых приказом председателя КНБ № 69 от 27.10.2020 года.
14 августа 2025 года договориться обеим сторонам в рамках медиации не удалось, и суд первой инстанции на основании материалов аудиторского мероприятия, проведенного департаментом внутреннего государственного аудита, вынес решение о расторжении договора ГЧП — без признания ответчика недобросовестным участником государственных закупок.
Как отметил в апелляционной коллегии областного суда представитель истца, в рамках аудита и экспертной проверки установлено, что видеокамеры не имеют технической возможности измерять скоростной режим на расстоянии более 100 метров.
— При этом, по договоренности ТОО «Коркем Телеком» с заводом-изготовителем, в техническое описание камер добавили, что они имеют возможность измерять скорость автомашин на 150 м, — заверял представитель истца. — Кроме того, без соответствующего дополнительного соглашения ТОО «Коркем Телеком» осуществило замену оборудования, не предусмотренного договором ГЧП. Также согласно этому документу, государство приобретает информацию о нарушениях и необходимое оборудование, а по истечении четырехлетнего срока договора ТОО «Коркем Телеком» может присвоить это оборудование себе. При этом государство в виде штрафов получит только около 600 млн тенге.
К слову, как утверждает истец, сам иск подан для предотвращения нанесения ущерба государственному бюджету.
Согласно информации ДЭР АФМ РК по Костанайской области, стоимость каждой единицы оборудования была завышена в разы. Также у ТОО «Коркем Телеком» отсутствуют документы сертификации на программное обеспечение «Сергек. Перекресток».
Также у оборудования отсутствуют сертификаты соответствия формы СТ-1КЗ и технические паспорта.
В ходе разбирательства установлено, что сертификаты поверки выданы на другой год и не соответствуют регистрации — а именно, вместо 2024 года указан 2023, то есть сертификаты выдавались либо на другое оборудование, либо другим числом.
Истец просил апелляционный суд удовлетворить требования о расторжении договора ГЧП и признать ТОО «Коркем Телеком» недобросовестным участником госзакупок.
Представитель ответчика ТОО «Коркем Телеком» в виде презентации возразил на каждый довод истца.
— Оборудование прошло все экспертизы. Сами услуги мы по гарантии предоставляем на 5 лет и в этом процессе можем заменять оборудование, вышедшее из строя, без затрат для государства, — апеллировал представитель ответчика.
Как указано в Гражданском кодексе РК, основной причиной расторжения договора ГЧП является наличие ущерба.
— Все документы и сертификаты мы предоставляли на каждую камеру и оборудование. Благодаря камерам «Сергек» раскрыто 400 преступлений, за 2025 год — 1 млн нарушений, или почти 9 млрд тенге штрафов с учетом ранней уплаты, — отмечает представитель ответчика.
Он же подчеркивает, что иск подан управлением информатизации, которое, в соответствии с законом, не имеет полномочий его подавать, то есть не обладает гражданской дееспособностью, так как иск должно подавать государство.
— В предписании ДВГА нет финансовых нарушений. В договоре установлена медиация в течение 6 месяцев. Однако госпартнер не дождался данного срока, в связи с чем мы возражаем против расторжения договора ГЧП, — заключил представитель ТОО «Коркем Телеком».
В связи со всем этим у общественника ОО «АДАЛ ДОС ПРЕВЕНЦИЯ» Асета Байлина возникли вопросы:
— По чьей доброй воле изначально был заключен договор ГЧП в сентябре 2023 года при очевидности стольких нарушений и высокой стоимости проекта в 3,5 млрд тенге? Каким будет решение суда, если договор уже заключен и основания для его прекращения есть, но с учетом норм Гражданского кодекса РК — нет?
Аскар Мусаинов, фото из архива «ТИ»

































