В суде №2 допрашивают свидетелей
Напомним, ранее ИА «ТоболИнфо» писало о жалобах дольщиков, которые с 2023 года ждут обещанные квартиры в третьей многоэтажке ЖК «Семья» по ул. Каирбекова, 453.
Застройщик, директор ТОО Bolashak Construction Company KZ Уалихан Нысанов, оказался на скамье подсудимых по делу о мошенничестве. Потерпевших — больше 15 человек, общий ущерб — более 100 млн тенге.
На прошлой неделе в суде выступили свидетели. Алия Нурбаева рассказала, что хотела купить квартиру, но сделку оформляла через своего брата, поэтому он признан потерпевшим. При этом фактически деньги платила женщина.

— Я увидела рекламу Bolashak Construction Company KZ, оставила заявку, со мной связался менеджер Евгений. Мы приехали в офис, поговорили, нам все рассказали. Мне все понравилось, — вспоминает свидетель. — В рекламе было указано, что у компании есть гарантия КЖК. Мы заключили предварительный договор купли-продажи, я сняла все деньги, которые имелись, потом перевела на счет ТОО.
Дом обещали сдать в 3 квартале 2023 года. В августе Алия Нурбаева стала звонить менеджеру Евгению и уточнять, как идет строительство. Однако на тот момент мужчина уже не работал, и с покупательницей связалась менеджер по имени Альбина.
— Я часто ездила мимо и видела, что ничего не строится, но мне Альбина изначально сказала, что проводят проводку и ставят стеклопакеты. Я была спокойна, думала, скоро уже дом будет готов, — продолжает Алия Нурбаева. — Через время я наткнулась на рекламу о том, что компания понизила стоимость квартир — до 300 тысяч за кв.м, а я купила за 330. Я позвонила и спросила, почему так. Мне предложили внести оплату наличкой, тогда они сделают перерасчет.
После этого Алия Нурбаева узнала, что появилось другое ТОО — «Инновация Плюс», а строительство 3 дома вообще еще не начинали.
— Я переживала, сказала, что буду расторгать договор. Но они предложили подождать и сказали, что у них только разыгрывается гарантия КЖК. Позже с «Крыши» пропала их реклама, и я написала Альбине, что хочу расторгнуть договор, — подчеркивает свидетель. — Брат поехал в офис, его уговорили подождать. Месяц. Два. Мы ждали. В итоге в феврале 2024 года мы расторгли договор, но нам так ничего и не выплатили. Летом 2024 года мы заключили медиацию, но в установленные сроки снова не увидели денег. Когда я обратилась к судебному исполнителю, он сказал, что Bolashak Construction Company KZ не существует, на счетах денег нет, имущества, кроме подвальных помещений, нет. Больше за ним ничего не числится. Я писала во все инстанции и выяснила, что у компании не было права привлекать деньги дольщиков.
Алия Нурбаева хотела купить однушку за 14 млн тенге, заплатила застройщику 4,4 млн тенге.
— Я сняла все возможное и невозможное с карт, занимала деньги! А нас даже не уведомили, что сроки сдачи дома переносятся с 3 квартала 2023 года на 4 квартал 2024 года! Менеджеры после того, как мы перевели им деньги, активности не проявляли. Даже налет агрессивности был в общении, мол, отстаньте от нас, — заключила Нурбаева.
Еще один свидетель — Канат Кульпеисов — рассказал похожую историю. Квартиру покупала его мама, а мужчина ее сопровождал и решал вопросы с документами. Так, с апреля по май 2022 года он перевел застройщику 4,3 млн тенге, а в октябре 2023 года — еще 3 млн тенге. Изначально покупательница хотела квартиру во 2 доме.

— Мы уже хотели забрать деньги, так как не проходили по ипотеке, но нам предложили квартиру в 3 доме, ее стоимость была меньше, — рассказал Канат Кульпеисов. — Тогда мы расторгли договор с Bolashak Construction Company KZ и заключили его с ТОО «Инновация Плюс» на 12 млн тенге. В ноябре мы обнаружили в интернете статью о том, что 3 дом не построен и что есть пострадавшие. Начали звонить в офис, хотели вернуть деньги, но на звонки менеджер Альбина не отвечала.
Свидетель отметил, что в офисе застройщика на стене в рамочке висел документ — это была та самая гарантия КЖК, которая по закону защищает деньги дольщиков. Но к какому из трех домов ЖК она относилась?
Менеджер компании, Альбина Карамова, которую упоминали свидетели и потерпевшие, тоже была допрошена в суде. Она рассказала, что работала у Нысанова с 2020 года, на первых порах отвечала за ЖК «Жулдыз», построенный в мкрн «Береке», потом уже занималась клиентами ЖК «Семья».

Менеджер консультировала людей, оформляла договоры, которые составляли юристы. Некоторую информацию, демонстрируемую покупателям, присылал маркетинговый отдел, в том числе и данные о получении гарантии КЖК.
— В 2023 году я была уволена, меня попросили уйти. А до этого я в основном занималась 2 домом, — уточнила свидетель. — Я понимала, что по 3 дому сроки задерживаются, потому что у компании параллельно строился ЖК «Жемчужина» на Наримановке и еще постоянно направлялись деньги на ЖК «Жулдыз», так как в Костанае-2 были потопы, надо было откачивать воду из подвалов. Думаю, что на 3 дом просто не хватило средств. Люди приходили и требовали вернуть их деньги. Возвраты были большие. Стройка зависела от количества поступивших средств. Директор говорил так.
По словам Альбины Карамовой, гарантия КЖК была на 1 и 2 дом ЖК «Семья», а на 3 ее планировалось оформить, поэтому это преподносили клиентам как факт.
— Мы говорили, что гарантия есть на ЖК «Семья», не уточняли, на какой дом. Но на 1 и 2 дом она была, наши клиенты кредитовались через банки, — утверждала свидетель. — ТОО «Инновация Плюс» являлось уполномоченной компанией, на ней была гарантия КЖК, поэтому с ней заключали договор. У Bolashak Construction Company KZ ее не было, но у обоих компаний директором был Нысанов.
Так почему договоры заключали со второй компанией, а не первой? Карамова отвечала, что 1 дом оформляли на «Инновацию», и вообще все основные договоры, которые шли после предварительного, заключали уже с «Инновацией».
— Я думаю, так было, потому что Bolashak Construction Company KZ продала землю «Инновации», — предположила свидетель.
Она же отметила, что в последнее время перед увольнением в офис часто приходили клиенты и ругались, скандалили, сыпали оскорблениями.

— Было ли мною хоть раз сказано, что я не отдам деньги? — задал вопрос свидетелю подсудимый Уалихан Нысанов.
— Нет, я видела, что вы искали инвесторов, кто внесет часть, чтобы достроить объект, — ответила свидетель.
Но речь в данном случае шла про 1 и 2 дом, не про 3, который и стал причиной данного судебного дела.
Некоторые свидетели тоже отмечали, что Нысанов всегда обещал отдать деньги и не отказывался от своих обязательств, однако их так и не выполнил.
Татьяна ФАЙЛЬ, фото автора
Ранние материалы по этой теме:
В отношении ТОО «Bolashak Construction Company KZ» зарегистрировано уголовное дело
Пострадавшие от застройщика Bolashak Construction Company KZ заявили ущерб на 107 млн тенге
Директору ТОО «Вolashak Construction Company KZ» санкционировали меру пресечения
«Просим строгого наказания»: потерпевшие по делу застройщика Bolashak Construction Company KZ

































