Дело, казалось бы, рядовое и безапелляционное, однако защитник лишенника заявляет о многочисленных нарушениях со стороны сотрудников полиции
Речь идет о том самом видео с регистратора патрульных, которое попало в сеть и вызвало множество споров. На нем сотрудники полиции, увидев проезжавший мимо автомобиль и водителя, нецензурно выражаются о его внешности, обзывают малом, потом догоняют и оформляют.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Как выяснилось далее, владелец машины Ермек Аязбаев, стоявший рядом с автомобилем на момент встречи с полицейскими, был пьян. Позже освидетельствование показало среднюю степень алкогольного опьянения. Согласно решению суда по административным правонарушениям города Костаная, мужчина отсидел 15 суток и лишился прав на 7 лет.
Однако защитник Ермека Аязбаева Жаслан Байбазаров утверждает, что полиция оформила протокол незаконно, а именно при полном отсутствии объективных доказательств вины водителя.
Жалобу на постановление суда об административном правонарушении рассмотрел Костанайский областной суд.
— Никаких оснований для преследования и остановки машины у полицейских не было. Патрульные, грубо нарушая ст. 52 Закона «О дорожном движении», при отсутствии законных оснований попытались остановить транспортное средство, устроив погоню без включения спецсигналов, — начал свое выступление юрист Байбазаров. — Когда полиция подъехала к машине, она уже стояла. А следовательно все, что происходило после прибытия патрульного экипажа к автомашине, стоящей на стоянке во дворе, неправомерно и незаконно. На кадрах видеозаписи к сотруднику подходит Аязбаев, находившийся на улице возле авто, но не за рулем, далее запись обрывается. После этого полицейские начали опрашивать Аязбаева без разъяснения права на получение юридической помощи, составили ряд процессуальных документов, отвезли его на медосвидетельствование. Аязбаев сразу сообщил полицейским, что находится в состоянии алкогольного опьянения и отрицал факт управления автомобилем, пояснил, что машину пригнал его знакомый Семенов, который передал ключи от машины. Аязбаев сам закрыл авто и хотел уйти, но его попросили подойти полицейские. Патрульные даже не опросили водителя Семенова, на которого указал Аязбаев! Это свидетельствует о том, что производство было задумано и велось с обвинительным уклоном и только с одной целью — собрать материал по поимке и задержанию нетрезвого водителя, якобы управлявшего автомашиной. Считаем, что должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, обязаны соблюдать установленные процессуальные права. В случае их нарушения производство по делу об административном правонарушении признается незаконным и подлежит прекращению.
Жаслан Байбазаров указывает, что объективных доказательств вины Аязбаева нет, а нахождение рядом с машиной не может трактоваться как «управление транспортным средством».
— Полицейские Кинжалин и Әділханов не выполнили главную свою обязанность, установленную ст. 11 КоАП — собрать доказательства вины, прежде чем составлять протокол, — продолжил Байбазаров. — Кроме того, ст. 10. КоАП регламентирует презумпцию невиновности: лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана. Никто не обязан доказывать свою невиновность.
Сам Ермек Аязбаев суду пояснил, что в тот день выпивал в гостях, поэтому за руль не садился, и попросил своего товарища Алексея Семенова пригнать его машину, оставшуюся в районе ТРЦ «Костанай Плаза», на ул. Темирбаева.
Когда Семенов приехал на машине, отдал ключи Аязбаеву, тогда полиция его и задержала.
Если все так и было на самом деле, почему владелец машины не настоял на своем, почему не сказал, что за рулем был не он? Эти вопросы Аязбаеву задавал судья Владимир Долгих.
Мужчина признался, что его товарищ Семенов не был вписан в страховку, а потому не имел права управлять его автомобилем.
— Но так ответственность за нетрезвое вождение суровее, чем за отсутствие страховки, — заметил Долгих.
Аязбаев сказал, что в таком случае машину вообще могли отправить на штрафстоянку, а автомобиль оформлен на мать, проживающую в Алматы. Без присутствия владельца решить этот вопрос было бы сложно.
Кроме того, добавил Ермек Аязбаев, в прошлом году он попал почти в аналогичную ситуацию, а потому просто побоялся перечить полицейским, которые настаивали на медосвидетельствовании.
— Я тогда просто шел по улице, был пьян, ко мне подошли сотрудники и попросили проехать с ними на освидетельствование. Я отказывался, поэтому меня посадили на 5 суток за неповиновение полиции. Поэтому в этот раз я не стал с ними спорить и сразу поехал, — пояснил Аязбаев.
Алексей Семенов рассказал, что в тот день перегонял автомобиль товарища по его просьбе. Когда он приехал во двор и отдал ключи Аязбаеву, пошел в сторону детской площадки, чтобы спрятаться от преследовавших его полицейских.

Мужчина сразу сказал, что испугался штрафа за отсутствие страховки, не хотел проблем.
— Вы, видя, что Аязбаева пьяного забирают, ушли? Опасаясь, что вас привлекут? — уточнил судья Долгих.
— Ну да, — пожал плечами Семенов.
Судья подробно расспрашивал свидетеля, в какое время он созванивался с Аязбаевым, как добрался до его машины, как потом ехал до места назначения. Видимо, так Владимир Долгих пытался понять, врет Семенов или нет.
Мужчины показали журнал звонков в доказательство того, что они в тот день созванивались и договаривались о перегоне машины. Однако ночные звонки были удалены. Аязбаев сказал, что удалил их прямо в зале судебного заседания. Правда, зачем, непонятно.
Выслушав участников процесса, судья Владимир Долгих оставил решение суда первой инстанции без изменений и вынес два частных постановления. Первое — о даче заведомо ложных показаний свидетелем Семеновым, второе — о нахождении Аязбаева в течение 5,5 часов неизвестно где. Эта претензия адресована уже полицейским.
В целом же Владимир Долгих посчитал, что постановление суда первой инстанции было вынесено законно.

— Мы осматривали видеозапись и видели, что прошло 5-7 секунд между тем, как гаишники повернули во двор и отключились стоп-сигналы на автомобиле. За это время Семенов должен был выйти из машины, закрыть двери. Он бы не успел уйти далеко, на детскую площадку, как уверял свидетель, — продолжил пояснять свое решение судья. — Также мы обратились к телефону Аязбаева и что мы увидели? Последних звонков, на которые ссылалась сторона защиты, не было.
Кроме того, уверен судья, когда на чаше весов лишение прав на 7 лет и штраф за отсутствие страховки, выбор очевиден.
— Мое мнение, что вы этого не сказали, потому что Семенова там не было, — заключил Долгих.
Что касается преследования полиции, судья предположил: сотрудники поехали за машиной, так как она выскочила перед патрулькой со второстепенной дороги.
Жаслан Байбазаров намерен обжаловать это решение в Верховном суде.
Татьяна ФАЙЛЬ, фото автора

































